С позывным "Янтарь" воевал наш земляк Сергей Гришин
Красные следопыты из средней школы №3 г. Тростянца Сумской области установили, что в боях за город отличился экипаж танка Сергея Гришина, командира танковой роты 398 танкового батальона 183 танковой бригады 10 танкового корпуса. В августе 1943г он первым ворвался в занятый немцами город. Гришин из пушки расстрелял на станции 3 паровоза, подготовленных к отправке в Германию. В бою бесстрашный танкист погиб.
Сергей Гришин родился в с. Мача–Родники. Окончил Пяшинскую среднюю школу. В 1940 году поступил в танковое училище, в 1941-ом уже участвовал в боях за Москву, затем в тяжёлых боях за Донбасс. За мужество и отвагу он награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.
В боях на Курской дуге Сергей Гришин командовал ротой близ с. Прохоровка, в лесном урочище «Толстое». Много товарищей полегло в этих местах во время боевых действий, но судьба щадила Сергея. Из одного боя в районе урочища «Толстое» его машина пришла с пятью попаданиями в лобовую броню.
Свой последний подвиг Сергей Гришин совершил в августе 1943-го. На рассвете 8 августа командир батальона Иван Васильевич Шухляев получил приказ прорваться с остатками танков (их осталось 8) в тыл к немцам, захватить г. Тростянец и перекрыть шоссейную дорогу Харьков – Сумы. Город Тростянец отстоял от линии фронта на 60 – 65 км. В качестве десанта на броню дали 3-5 человек пехоты и батальон двинулся выполнять приказ. Прорвали линию фронта и устремились в тыл к немцам. С ходу заняли большой населённый пункт Славгород. Доложили об этом командованию и двинулись дальше в строй фронта и с небольшого холма устремились на железнодорожную станцию в Тростянец.
В наушниках послышался голос командира танковой роты: «Вижу вражеский аэродром! Атакую танками! Прошу подкрепления!» Комбат сразу направил к нему танки Шарипова и Новикова. Когда Гришин увидел перед собой ровные ряды самолётов с большими крестами на фюзеляжах, он сразу решил идти на таран. Танки на полном ходу перешли через ров, который опоясывал территорию аэродрома. Удар был настолько неожиданный, что немецкие лётчики кинулись в разные стороны. Тут подоспели танки Новикова и Шарипова, которые помогли докончить дело. Лишь в одном самолёте неожиданно заработал мотор, машина рванулась с места и начала набирать высоту. Но Гришина недаром называли снайпером танкового боя. Выстрел – и вражеская машина, ещё не набрав высоты, упала на землю. Все 18 самолётов были уничтожены.
Выйдя к городу, где было чистое поле, танкисты увидели дома, заводскую трубу, услышали гудок паровоза. Узнали, что на станции много военнопленных.
Вдруг послышались выстрелы, в небо поднялся огромный столб дыма и пара.
- Я «Янтарь»! - слышался по радио весёлый голос старшего лейтенанта Гришина. - Снарядами пробил паровоз! Эшелон остановлен!
Всего точными выстрелами он разбил 3 паровоза, которые уже стояли на парах, готовясь отправиться в Германию: 3 состава с военнопленными, машинами, оборудованием. Затем наши танкисты вступили в бой с «Тиграми» и вышли победителями.
Здесь же, в Тростянце, произошёл курьёзный случай.
Автомашина, поблёскивая на солнце лаком, быстро мчалась по улице Шевченко. Ей перегородил дорогу танк. Шофёр хотел было объехать его, но был остановлен человеком в шлеме с автоматом в руках. Лишь только теперь водитель и его пассажир поняли, что перед ними советский танк. Танкисты выволокли из автомобиля насмерть перепуганного шофёра и начальника штаба одного из довольно крупных вражеских войсковых частей. Около дома, где несколько минут назад находилось какое–то немецкое подразделение, танкисты сорвали вражеское знамя. Командир батальона капитан Шухляев отдал приказ: «Занять круговую оборону!» В Тростянец вошло всего 8 танков. Они перерезали и блокировали железнодорожную и шоссейную магистрали.
10 августа командир бригады по радио приказал захватить переправу через реку Ворсклу. В бой пошло 3 экипажа, которыми командовал Сергей Гришин. Стрелок–радист Попов всё время поддерживал связь с наступающими.
- Я «Янтарь»! - послышалось в наушниках у командира, - веду бой с «Тиграми». Про то, что бой начался, было слышно и так: за 100 метров оттуда доносились разрывы снарядов.
- Я «Сотня»,- включился в радиосвязь Шухляев, - старайтесь зайти сбоку.
Некоторое время – молчание. И вдруг: - «Я «Янтарь»! Огонь с «тиграми» веду лоб в лоб. Бью полнокалиберными!» На этом связь оборвалась.
В батальоне волновались: что с Гришиным? Где он, почему не отвечает на радиопозывные. Немцы усилили огонь, простреливали снарядами улицу Горького вдоль. А в это время по ней в полный рост, ни на что не обращая внимания, шёл танкист. Когда он повернул в переулок и приблизился к командирскому танку, в нём, закопченном и измученном, узнали Лёву Муравьёва, механика–водителя танка Сергея Гришина. Он сообщил, что старший лейтенант Гришин погиб в бою.
Улица Привокзальная в г. Тростянец переименована в улицу Сергея Гришина. А сам он похоронен в братской могиле в г. Тростянец.
Однажды боевые товарищи ленинградцы Попов, Шухляев и Шарипов пошли в Академию художеств и рассказали историю освобождения Тростянца. Профессор Иван Семёнович Сорокин предложил написать портрет героя масляными красками. Однополчане передали его школе №3.