Глава администрации района и специалисты сельского хозяйства посетили Кинель-Черкассы
В самарское село Кинель-Черкассы едут за опытом со всей России. Губернатор Василий Бочкарев советует и пензенцам присмотреться к деловым и предприимчивым кинельцам, которых кризис вообще не пугает.
Но одно дело «увидеть ситуацию» глазами журналистов электронных и печатных СМИ, и совсем другое – взгляд управленцев. Именно им губернатор отводит роль толкача, способного всколыхнуть народ, помочь ему определиться в непростых условиях.
В феврале в Самарской области вновь побывала делегация, состоящая из глав районных администраций и специалистов сельского хозяйства.
По возвращении из этой поездки О.Н. Рачков ответил на вопросы нашего корреспондента.
Олег Николаевич, увиденное вас впечатлило?
- Это была полезная поездка. Кинель-Черкасский район очень большой, в нем проживает 50 тысяч человек. Градообразующее село, районный центр, конечно, не сравнимо с нашими, но везде живут люди, которые интересны с точки зрения их оценки существующих реалий. По итогам этой поездки я бы сказал: мы не зря проехали полторы тысячи километров.
Кинельские теплицы – это размаха шаги саженьи. На чем основывается этот размах? Может быть, земли здесь очень плодородные: плюнь – вырастет?
- Климат, как и во всей средней полосе, умеренно-континентальный. Почвы супесчаные, с тонким слоем чернозема. Просто люди однажды попробовали выращивать помидоры в закрытом грунте, и выстроилась цепочка, где одно звено нанизывается на другое. Сегодня это бизнес, позволяющий кинельцам прочно стоять на ногах, обеспечивать благосостояние своим детям и внукам.
Разбогатеть на помидорах – это реально?
- Сегодня на этот вопрос можно ответить утвердительно. Когда делегации приезжают сюда «за опытом», первое впечатление: неужели на этом можно сделать большие деньги?
Теплицы в большинстве представляют собой сооружения из жердей или брусков, порой – горбылей, обтянутых полиэтиленовой пленкой, с форточками для вентиляции. Правда, масштабы их поражают. Те, что мы ставим на своих приусадебных участках, желая получить ранние овощи, здесь называют рассадницами.
Основу тепличного бизнеса в Кинеле заложили в 60-70-е годы. Как правило, держится он на семье. Во дворах по 2-3 теплицы по пять соток каждая. Отапливают свои сооружения овощеводы по-разному, но в основном – газом. Это недешево, конечно, но затраты окупаются с лихвой. Сто тысяч дохода с теплицы – обычный результат.
Олег Николаевич, получают ли тепличники помощь, и в каком виде?
- В 2014 года на поддержку села из бюджета Самарской области направлено 7,8 млрд. рублей. Малым формам хозяйствования предоставляются субсидии в размере 30% для возмещения затрат, связанных с производством с/х продукции в части расходов на газ. Причем, чтобы получить субсидию, не обязательно быть индивидуальным предпринимателем. Право на нее имеют лица, у которых есть в собственности земельный участок для ведения ЛПХ и регистрация в похозяйственной книге поселения посевных площадей, занятых под овощами закрытого грунта.
Кроме того, в теплице должны быть обособленный прибор учета газа, договоры на утилизацию ТБО и переработку использованной пленки.
Удивительное село Кинель, где все занимаются теплицами…
- Почему же все? Многие, создав начальный капитал, вкладывают деньги в сферу услуг, торговлю, строительство развлекательных центров, кафе, ресторанов. Когда у людей есть «хлеб», им не хватает зрелищ.
Я обратил внимание, что люди здесь живут зажиточно. На каждую семью приходится 2-3 автомобиля. Люксовые «иномарки» на сельских дорогах – привычное явление, хотя сами эти дороги, надо сказать, от идеальных далеки.
Поражают и масштабы жилищного строительства. В рамках программ социальной поддержки села его темпы увеличились в десять раз! Только представьте кинельские масштабы: ежегодно в селе справляют новоселья 150 семей. Новые микрорайоны – это настоящая Рублевка, где дома выглядят основательно, богато. У нас даже в так называемых «кулацких» поселках таких мало.
Тепличники знают секреты получения хороших урожаев. С вами они поделились ими?
- Секреты на то и секреты. Конкуренция. Все, без исключения, пользуются шпалерным методом. Помидоры растут как лианы и к началу плодоношения выглядят как гроздья винограда.
В теплицах тепло, влажно и, как ни старайся, скоро «междурядья» начнет забивать мокрец. Вывести эту траву невозможно, и кинельцы нашли выход – заводят гусят. Травоядная птица растет как на дрожжах.
Вы полагаете, бековчане заинтересуются выращиванием овощей в закрытом грунте?
- Я полагаю, что кризис заставит сельских жителей вернуться к началу начал, к земле. Этот «призрак» становится очень осязаемым, если посмотреть на цены.
Есть еще один плюс, о котором мы давно забыли. Почему наши старики, прожившие полную лишений жизнь, чувствуют себя бодро до 80-90 лет? Да потому, что они выросли на экологически чистых продуктах. Все просто, как… пареная репа.
Олег Николаевич, что еще удивило вас в Самарской области?
- Упорство и настойчивое желание людей преодолеть обстоятельства. Мы посетили форелевое хозяйство в окрестностях села Новые Сосны Клявлинского района. Совсем недавно на месте, где расположен питомник, из-под земли бил родник. К слову, дебет воды в нем куда меньше, чем на Явленном в Пяше. Теперь здесь несколько искусственных прудов и бассейнов, где выращивают «царскую» рыбу.
Форель поставляется в Самару, Тольятти, Сызрань, Оренбург, Татарстан. Ее ценят за изысканный вкус, потому что она выращивается на родниках.
Форелевое хозяйство ALEKIANN создано на базе строительной организации. Спектр деятельности КФХ не ограничивается разведением царской рыбы. Клявлинский район известен как зона отдыха, куда с удовольствием едут туристы. Здесь есть гостиничный комплекс, соответствующая инфраструктура. Богатые люди могут позволить себе снять здесь номер за 3 тысячи рублей в сутки.
Робинзонам созданы приближенные к природе условия проживания.
И, предвосхищая вопрос, откуда дровишки, то есть денежки, чтобы создать базу, отвечу. Чтобы создать такой райский уголок, Рутик Алекян, глава КФХ, получил субсидию по программе сельский туризм. Подобные есть и в нашем регионе, однако люди боятся начинать новое, учиться, рисковать, наконец. А без всего этого бизнес не поднимешь.