Участники августовского совещания педагогических работников обсудили тему «Актуальные вопросы развития системы общего и дополнительного образования в школах и детских садах района. Образование для жизни».
В системе образования после реорганизации осталось 10 организаций и 5 филиалов.
Услуги по дошкольному образованию оказывают три образовательные организации и один филиал, которые посещают 482 ребенка. С 2011 года планомерно решается проблема нехватки мест в детских садах, к 2016-му необходимо обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. В текущем году полностью решена проблема очередности, открыто 100 дополнительных мест. В прошлом году на базах школ с. Яковлевка, Ивановка, Сосновка были открыты группы кратковременного пребывания детей, они оказались востребованными.
Сегодня нет задачи важнее, чем введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Для решения данной проблемы принимаются все возможные меры. Воспитатели обучаются на курсах повышения квалификации, посещают различные семинары, мастер-классы.
Общее образование дети будут получать в 7 средних и 4 основных школах, которые начнут работать в статусе филиалов. В прошлом году обучались 1406 человек, в новом обучающихся прибавится на 60 человек, это следствие высокой рождаемости в 2007-2008 годах. Большие надежды возлагаются на детей беженцев из Украины и других стран Ближнего зарубежья.
В рамках модернизации системы общего образования школы получили новые возможности: обучаться на современном учебном оборудовании, имея устойчивую Интернет-связь, использовать дистанционное обучение и организовывать индивидуальный учебный процесс.
Прошлый учебный год стал завершающим в реализации эксперимента по внедрению ФГОС. Учащиеся четвертого класса средней школы №1 под руководством Елены Владимировны Чураковой закончили курс начальной школы по новым стандартам и показали хорошие результаты при сдаче итоговых тестов. В следующем году курс начальной школы закончат учащиеся, которые в штатном режиме обучались по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Таким образом, 1 сентября 2015 года школы плавно перейдут на внедрение ФГОС общего образования. Педагогам предстоит повышать качество своего образования, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, совершенствовать методики преподавания русского языка и литературы, развивать математическое образование, повышать роль предметных методических объединений.
Выражение «Образование для жизни» можно перефразировать как «Образование – это жизнь». Сфера образования настолько многогранна, что бессмысленно выделять, какое направление главнее. Давайте вспомним основные направления деятельности образовательной системы за последние 4 года.
В 2010 году перед школами стояла задача повернуться лицом к реальности, и задуматься, чему и как нужно учить детей в современных условиях.
В 2011 году в школах уже знали, чему и как нужно учить школьников, чтобы выпускники были приспособлены к жизни.
В 2012 году педагоги пытались доказать, что есть результаты работы и она эффективна.
В 2013 году важно было развиваться дальше. Появились новые курсы, проекты, учащиеся пошли на предприятия, стали взаимодействовать с бизнесом.
- У нас многое получается, дети активно включаются в новые проекты, но стоит задуматься, потому что результат нашей деятельности не очень хороший, - подчеркнула начальник управления образования Марина Анатольевна Сокова. - Далеко не все дети заинтересованы и вовлечены в проектную деятельность. В первых рядах всегда отличники, активисты, на которых мы опираемся, а остальные остаются в стороне. Получается, что они еще не поняли, что образование им нужно для жизни, а значит и учатся они не для жизни, а для школы, потому что так надо!
Проводя урок в классе, учитель работает с основной массой детей и может не заметить, что какой-то ученик не принимает никакого участия. Может, у него проблемы в семье и ему нужна помощь? Только когда учитель сможет повернуться лицом к каждому ребенку и вникнуть в его проблемы, только тогда он сможет получить результат своей работы.
Еще одной проблемой сегодня является отсутствие культуры обучения. Культура- это база для обучения. Сначала нужно создать культуру общения, приобретения знаний. И только потом давать сами знания. Иначе, ученик, не понимая, зачем ему нужна, к примеру, информатика или физика, никогда не будет хорошо учить эти предметы.
Нужно формировать вокруг ребенка развивающую среду, которой может стать сам учитель с человеческим, позитивным лицом, умеющим радоваться и удивляться жизни.
Наши дети многое знают, на многое способны, но им нужно помочь самореализоваться, а сделать это можно только при индивидуальном подходе к каждому ребенку.