Количество учащихся в школах региона увеличилось более чем на две тысячи. На праздничные линейки 1 сентября пришли 112 тысяч детей, в том числе 12792 первоклассника.
Накануне Дня знаний заместитель председателя правительства области Алексей Рябов и министр образования Светлана Копешкина провели пресс-конференцию.
На обсуждение «круглого стола» были вынесены разные вопросы. Часть из них мы доводим до наших читателей.
Количество учащихся в школах региона увеличилось более чем на две тысячи. На праздничные линейки 1 сентября пришли 112 тысяч детей, в том числе 12792 первоклассника. Накануне Дня знаний заместитель председателя правительства области Алексей Рябов и министр образования Светлана Копешкина провели пресс-конференцию. На обсуждение «круглого стола» были вынесены разные вопросы. Часть из них мы доводим до наших читателей.
- У школ Пензенской области женское лицо. Считалось, что мужчина, как глава семьи, не может позволить себе получать мизерную зарплату.
Алексей Рябов:
- Воспитать мальчика мужчиной может только мужчина. Зарплаты у педагогов подросли, мы надеемся, что ситуация со временем переменится. В октябре Пенза станет площадкой для крупного образовательного форума. Этот вопрос в среде педагогов будет также обсуждаться.
Светлана Копешкина:
- Что есть, то есть. Когда мы проводили слет молодых специалистов, обратила внимание, что в их среде, а в форуме участвовал 51 учитель, всего 10-12% мужчин.
Средний возраст педагогов в Пензенской области – 43 года. Интерес к профессии повысился. Впервые за последние несколько лет на педагогические специальности был конкурс.
- В последнее время в обществе растет интерес к точным наукам. Пенза поддерживает этот образовательный тренд?
Светлана Копешкина:
- Да, в регионе точные науки в приоритете. Направлений, по которым работают педколлективы, много. Это и IT-деревня, ТРИС, Школа Архимеда. В регионе работает 60 центров робототехники. В вузах – школы юных инженеров. То есть ребенка начинают «вести» чуть ли не с пеленок.
- Так кого в классах больше: физиков или лириков?
- Наметился хороший крен в сторону технических дисциплин. Третье место в выборе ЕГЭ занимает физика. Юристами и экономистами общество пресытилось.
- Ключевое звено в школе – учитель. Существуют ли стимулирующие выплаты и от кого зависят «надбавки» к зарплате?
Светлана Копешкина
- Когда стимулирующие выплаты вводились, мы испытали некоторые болезненные моменты, но, слава Богу, ушли от уравниловки. В каждой школе есть положение о выплатах, определена балльная система, этим занимаются комиссии. Администрация школы не распределяет «стимулы». Директор на основании протокола только пишет приказ.
- И все довольны?
- Иногда мы получаем жалобы, что где-то кого-то обделили. Некоторые учителя из кожи лезут ради лишнего балла. А ведь главное здесь ребенок, его здоровье, его комфорт в школе, контакт с родителями. Когда показатели понятны, проблем обычно не возникает.
- Учителю выгодно сосредоточить внимание на успешных учениках. А как быть середнячкам или тем, кому учеба не дается? У родителей один выход – нанимать репетиторов, ведь после уроков, как раньше, с отстающими никто заниматься не будет.
Светлана Копешкина:
- Давайте вспомним, откуда растут ноги у репетиторства? Родители изо всех сил старались таким образом «повысить проходной балл» для вузов. Все нацелены в институт. Высшее образование любой ценой стараются получить 97% выпускников.
Если ребенок не усваивает программу, индивидуальные занятия никто не отменял, факультативы работают в школах.
- Губернатор считает, что учебный процесс должен быть прежде всего безопасным. Усилятся ли меры охраны детей, и за чей счет?
Алексей Рябов:
- Тревожными кнопками оборудованы более 60% школ региона. В 24% образовательных учреждений установлено видеонаблюдение. Все идет к тому, что и в классах появятся камеры. Под «бдительным оком» ни учитель, ни ученик не позволят себе нарушить нормы и правила поведения.
Не стоит сбрасывать со счетов и человеческий фактор. На постах сидят дежурные, которых можно запросто уговорить.
- Школу позиционируют как образовательный, социальный и культурный центр. Но как совместить доступность, открытость, взаимопроницаемость этих услуг и безопасность, когда у ворот шлагбаум, у дверей – сторожа, на стене – «глазок».
Алексей Рябов:
- Этот вопрос мы тоже вынесем на октябрьский форум. А что касается безопасности учебного процесса, то губернатор В.К. Бочкарев поставил задачу: в рамках проекта «Безопасный город» провести тренировочные мероприятия, в том числе и в школах, детских садах.
- Правда ли, что группы продленного дня в школах станут платными?
Светлана Копешкина:
- Нет, в начальной школе группы продленного дня по сути своей остаются бесплатными. Но, если родители хотят, чтобы их дети дополнительно чем-то занимались, они собираются и обсуждают это вместе. Возможно, им захочется организовать мастер-классы по бисероплетению или получить какие-то языковые программы. Ограничивать их мы не вправе.
- Кстати, о программах. Канкан в исполнении 9-10 летних школьниц – это нормально?
Светлана Копешкина:
- Поскольку вы возмутились, вы сами и ответили на свой вопрос. Конечно, это не нормально. Образовательных программ, в том числе и платных, очень много. Но изучать надо не только вывеску, но и то, что под ней. Смотреть, есть ли у разработчика лицензия и где он намерен заниматься с детьми. Лучше всего, если это будет происходить на базе школ.
- В техникумах, где готовят специалистов рабочих профессий, слабая база. Если это техника, то, как правило, утиль. Кто же заинтересуется?
Алексей Рябов:
- Купить многомиллионный трактор и поставить его на базу – роскошь непозволительная. Сегодня учебные заведения идут другим путем. Они набирают курс под социальный заказ предприятия, в аудиториях преподают теорию, а практику студенты проходят, что называется, в полевых условиях.