Преподаватель Бековского техникума рассказывает о стажировке в Германии
Мы решили взять у Владимира Петровича интервью для наших читателей.
- Интересно, во сколько вам обошлась поездка?
- Для нас она осуществлялась по принципу: всё включено, оплата производилась из бюджета Пензенской области. Губернатор Василий Бочкарев считает, что только квалифицированные кадры способны развивать экономику региона.
Визовую поддержку в рамках договора осуществляла Международная академия управления и технологий INТАМТ, которую возглавляет видный российский ученый, профессор, доктор технических наук, лауреат Госпремии СССР Эдуард Исаакович Патрик. Она же организовала перелет и взяла на себя организационные вопросы, включая культурные и экскурсионные программы.
- И многим посчастливилось увидеть и удивиться?
- В группу стажеров вошли одиннадцать представителей начального и среднего профессионального образования, в основном это были преподаватели спецдисциплин. Мы посетили Сельскохозяйственный институт и колледж, учебный центр Аграрной палаты Земли Северной. Ознакомились с практикой работы, организацией учебного процесса, техническим оснащением базы, на которой готовят специалистов. Конечно, интересовались методиками преподавания.
- Почувствовали разницу?
- В Германии примерно 55% учащихся заведений профтехобразования обучаются в рамках дуальной системы, совмещая практику на предприятии – два-три дня в неделю и теорию в аудитории – еще два-три дня от двух до трех с половиной лет. Система строится следующим образом: ученик заключает договор с предприятием и оно направляет его на учебу. Работодатель финансирует практику и выплачивает стипендию в размере 500-700 евро в месяц.
Государство заинтересовано в подготовке квалифицированных кадров, поэтому финансирует учебные заведения начального и среднего профессионального образования на сто процентов.
Все преподаватели имеют высшее образование. Подготовкой кадров на сельхозпредприятии могут заниматься только лица с квалификацией «Мастер». Здесь все поставлено серьезно. Квалификационные экзамены не купишь, их принимает независимая комиссия Торгово-промышленных или Ремесленных палат.
- Владимир Петрович, а что вам показалось интересным в Нидерландах?
- Мы изучали там особенности системы образования. На мой взгляд, она более демократична, чем в Германии, и похожа на ту, что сегодня активно внедряется в России в рамках модернизации профтехобразования. Речь идет о стандартах качества, обязательном перечне изучаемых предметов, содержании государственных экзаменов.
Родители здесь отдают детей в школу с 4 лет. Если ребенок без уважительных причин пропускает занятия, уполномоченный работник муниципалитета может наложить на них административное взыскание.
В рамках программы мы посетили несколько частных животноводческих комплексов. Увиденное оставило неизгладимое впечатление.
- Что именно вас поразило?
- Компактность, чистота, уровень автоматизации производства, когда один человек – сам фермер – содержит тысячу голов КРС на откорме, получая 1200 грамм среднесуточных привесов.
Рядом с комплексом стоит биоэнергетическая установка – государство дало дотацию на ее строительство в размере 40% от всех затрат. Работает она на навозе и отходах сельхозпредприятий, расположенных рядом.
Чтобы процесс шел непрерывно, 2 раза в сутки в нее загружают 18-19 тонн биотоплива. Производимую электроэнергию фермер продает энергетическим компаниям, а теплом отапливает городской бассейн.
- Очень интересная информация.
- Одно дело услышать, а другое – увидеть. Мы посетили предприятие, имеющее 140 гектаров земли. В нем содержится 260 голов дойного стада, 240 голов КРС на откорме и птичник на 50000 кур-несушек. Выращивают кормовые культуры – травы и кукурузу. В хозяйстве работают всего три человека. Надой на корову составляет 9500-10000 литров. Процесс полностью автоматизирован и компьютеризирован. Дойку осуществляют через робот-автомат, он же производит все манипуляции с коровами и транспортирует молоко в охладители.
Животные находятся на безвыгульном содержании, им дают только сбалансированные корма. На этом предприятии жидкая навозная масса принудительно вносится в почву с помощью агрегата, который транспортируется трактором.
- Мы понимаем, что вы ездили учиться. Но ведь смотрели же по сторонам?
- Не только по сторонам, но и под ноги. Качество дорог выше всяких похвал. Порядок, обилие цветов. В Дюссельдорфе, где нас разместили в гостинице, идеальная организация дорожного движения. Все, от мала до велика, соблюдают правила. Если горит красный свет светофора, у пешехода не возникает мысли быстренько перебежать улицу, даже если она пуста! Нигде нет полицейских и охранников, но в случае нужды они появятся мгновенно.
- Что дала вам эта стажировка?
- Она расширила мой кругозор, вооружила новыми методиками, позволила увидеть перспективы развития села. Применять полученные знания буду на своих занятиях в техникуме. Селу нужны новые технологии и, может быть, именно наши учащиеся будут внедрять их в практику. Главное понять, что, работая 7 дней в неделю и 24 часа в сутки, с помощью современного оборудования, которое есть и работает, можно творить чудеса.
Преподаватель специальных дисциплин Бековского филиала Сердобского многопрофильного техникума вернулся со стажировки: в Германии и Нидерландах Владимир Спирин изучал европейский опыт подготовки специалистов для сельского хозяйства и инновационные технологии производства.
Мы решили взять у Владимира Петровича интервью для наших читателей.
- Интересно, во сколько вам обошлась поездка?
- Для нас она осуществлялась по принципу: всё включено, оплата производилась из бюджета Пензенской области. Губернатор Василий Бочкарев считает, что только квалифицированные кадры способны развивать экономику региона.
Визовую поддержку в рамках договора осуществляла Международная академия управления и технологий INТАМТ, которую возглавляет видный российский ученый, профессор, доктор технических наук, лауреат Госпремии СССР Эдуард Исаакович Патрик. Она же организовала перелет и взяла на себя организационные вопросы, включая культурные и экскурсионные программы.
- И многим посчастливилось увидеть и удивиться?
- В группу стажеров вошли одиннадцать представителей начального и среднего профессионального образования, в основном это были преподаватели спецдисциплин. Мы посетили Сельскохозяйственный институт и колледж, учебный центр Аграрной палаты Земли Северной. Ознакомились с практикой работы, организацией учебного процесса, техническим оснащением базы, на которой готовят специалистов. Конечно, интересовались методиками преподавания.
- Почувствовали разницу?
- В Германии примерно 55% учащихся заведений профтехобразования обучаются в рамках дуальной системы, совмещая практику на предприятии – два-три дня в неделю и теорию в аудитории – еще два-три дня от двух до трех с половиной лет. Система строится следующим образом: ученик заключает договор с предприятием и оно направляет его на учебу. Работодатель финансирует практику и выплачивает стипендию в размере 500-700 евро в месяц.
Государство заинтересовано в подготовке квалифицированных кадров, поэтому финансирует учебные заведения начального и среднего профессионального образования на сто процентов.
Все преподаватели имеют высшее образование. Подготовкой кадров на сельхозпредприятии могут заниматься только лица с квалификацией «Мастер». Здесь все поставлено серьезно. Квалификационные экзамены не купишь, их принимает независимая комиссия Торгово-промышленных или Ремесленных палат.
- Владимир Петрович, а что вам показалось интересным в Нидерландах?
- Мы изучали там особенности системы образования. На мой взгляд, она более демократична, чем в Германии, и похожа на ту, что сегодня активно внедряется в России в рамках модернизации профтехобразования. Речь идет о стандартах качества, обязательном перечне изучаемых предметов, содержании государственных экзаменов.
Родители здесь отдают детей в школу с 4 лет. Если ребенок без уважительных причин пропускает занятия, уполномоченный работник муниципалитета может наложить на них административное взыскание.
В рамках программы мы посетили несколько частных животноводческих комплексов. Увиденное оставило неизгладимое впечатление.
- Что именно вас поразило?
- Компактность, чистота, уровень автоматизации производства, когда один человек – сам фермер – содержит тысячу голов КРС на откорме, получая 1200 грамм среднесуточных привесов.
Рядом с комплексом стоит биоэнергетическая установка – государство дало дотацию на ее строительство в размере 40% от всех затрат. Работает она на навозе и отходах сельхозпредприятий, расположенных рядом.
Чтобы процесс шел непрерывно, 2 раза в сутки в нее загружают 18-19 тонн биотоплива. Производимую электроэнергию фермер продает энергетическим компаниям, а теплом отапливает городской бассейн.
- Очень интересная информация.
- Одно дело услышать, а другое – увидеть. Мы посетили предприятие, имеющее 140 гектаров земли. В нем содержится 260 голов дойного стада, 240 голов КРС на откорме и птичник на 50000 кур-несушек. Выращивают кормовые культуры – травы и кукурузу. В хозяйстве работают всего три человека. Надой на корову составляет 9500-10000 литров. Процесс полностью автоматизирован и компьютеризирован. Дойку осуществляют через робот-автомат, он же производит все манипуляции с коровами и транспортирует молоко в охладители.
Животные находятся на безвыгульном содержании, им дают только сбалансированные корма. На этом предприятии жидкая навозная масса принудительно вносится в почву с помощью агрегата, который транспортируется трактором.
- Мы понимаем, что вы ездили учиться. Но ведь смотрели же по сторонам?
- Не только по сторонам, но и под ноги. Качество дорог выше всяких похвал. Порядок, обилие цветов. В Дюссельдорфе, где нас разместили в гостинице, идеальная организация дорожного движения. Все, от мала до велика, соблюдают правила. Если горит красный свет светофора, у пешехода не возникает мысли быстренько перебежать улицу, даже если она пуста! Нигде нет полицейских и охранников, но в случае нужды они появятся мгновенно.
- Что дала вам эта стажировка?
- Она расширила мой кругозор, вооружила новыми методиками, позволила увидеть перспективы развития села. Применять полученные знания буду на своих занятиях в техникуме. Селу нужны новые технологии и, может быть, именно наши учащиеся будут внедрять их в практику. Главное понять, что, работая 7 дней в неделю и 24 часа в сутки, с помощью современного оборудования, которое есть и работает, можно творить чудеса.