В июле Собрание представителей Бековского района приняло решение о присвоении Евгению Гололобову звания «Почетный гражданин Бековского района».
Имя художника Евгения Гололобова известно далеко за пределами России. Его картины украшают экспозиции музеев мира, ими дорожат частные коллекционеры, работы Евгения продаются в международных аукционных домах Сотбис и Кристис. Живет и работает великий мастер среди нас.
Евгений, звездной болезни не проявилось?
Звездной болезни точно не будет, потому что у меня задачи другие. Как работал, так и буду работать. Пусть эти звания прибавляются только, творчество в другой стороне.
Творчеству нужно вдохновение. Что делаете, если его нет?
- Вдохновения нет в том случае, если ты очень уставший. Это раз. Во-вторых, такое может случиться, если ты неверно выбрал композицию, мучаешься с ней, теряется вдохновение. Но в таком случае собираешься с силами и то, что начал, доводишь до конца. Вдохновение чаще всего дают впечатления. Выходишь, например, на природу: видишь какое-то необычное освещение, тучи особенно красивые, панорама шикарная. Всё это впечатляет и вдохновляет, начинаешь гореть и хочешь скорее отобразить всё это на своем белом холсте.
Как успеть отобразить мимолетные виды?
- Закат длится максимум минут тридцать. Я натренировал себя писать этюд небольшого размера, сантиметров 20 на 30, чтобы успеть зафиксировать свет и настроение природы. Что касается неба и облаков, то быстро, мазками, фиксируешь на холсте объёмы, поскольку облака довольно стремительно меняются. По подобию других облачков, пришедших на место первых, ты рисуешь форму и детали, держа в памяти первоначальную картинку. Любой этюд может быть как самостоятельным произведением искусства, так и послужить материалом для будущих работ: иногда он может стать основой для большого холста, дав сюжет, с другого можно взять, например, передачу цвета или композицию. Я стараюсь не просто этюд перенести на большой холст и выдать его за картину, но как старые мастера пишу картину долго, собирая из нескольких этюдов одну большую работу, применяю лессировку и другие техники для повышения выразительности.
Работать под открытым небом непросто. Какие самые экстремальные условия были?
- В минус 26 я писал. Краски стынут. Тюбики - по карманам для прогрева, чтобы выдавить на палитру можно было. Но страшнее мороза - сильный ветер. Полотно холста дрожит от порывов, кисть тоже неустойчива, сделать мазок в нужном месте невероятно трудно.
Знаю, вы обожаете рыбалку. Что роднит живописца с рыбаком?
- К рыбалке приучил дед. Лет с 5-6 с ним ходил. Я знаю, где живет рыба, и нет такого, чтобы я пошел на рыбалку и вернулся без улова. Рыбалка затягивает! Начинает отнимать много времени у живописи. Стараюсь ограничивать себя, но летом хотя бы раз в неделю рыбачу. Я ловлю чисто для удовольствия: поймаю и отпускаю. Беру, если уж за килограмм только. Поиски художника сродни рыбалке. Тоже надо знать хорошие места, охотиться за редкими состояниями природы, за красотами окружающего мира.
Как Вы относитесь к современным картинам, на которых порой просто цветные пятна, как будто кто-то просто кисть в краску обмакнул и стряхнул на холст?
- Отрицательно! Наше искусство убивают, уничтожают целенаправленно. Запад это делает уже давно, внедряя «подлинное искусство». В 90-е годы зарубежные галереи приезжали и массово скупали авангард, создавая завышенный спрос, при этом, после, многое из купленного просто уничтожалось. Реализм практически невозможно было продать. Талантливый художник вдруг стал никем.
В Европе не надо иметь образования: если ты рисуешь - ты уже художник. Хочешь - просто краской брызгай, или ещё чем-нибудь. Но это уже не искусство. Так может сделать и шестилетний ребенок. У них уже давно беда. Хоть и остались еще школы, но нет того академизма, которому мы у них когда-то учились.
Первая Ваша выставка состоялась 20 лет назад. Выдерживают ли первые картины сравнение с последними работами?
- На сегодняшний день я сильно вырос. Раньше выйдешь на пленэр, напишешь 20 работ, из них две-три получатся более-менее. Сегодня - пришел, потратил немного времени, сделал хорошую работу. На пленэре напишешь 20 этюдов, из них минимум 12 работ достаточно высокого уровня. Да и времени на каждый тратится меньше, перестал делать лишние движения: по молодости гоняешь краску туда-сюда, никак цвет подобрать не можешь, сегодня - хоть с закрытыми глазами (смеется). Профессионализм пришел!
В обычной жизни, без кистей и красок, чем нравится заниматься?
- С деревом люблю работать. Рамочки сделать, например. Но могу и забор поставить, и крыльцо отремонтировать, и дом построить. Ну, как обычный деревенский мужик! Было время, я с отцом работал на стройке. Мне нравилось. Если владеешь уровнем и мастерком, то нет проблем! Как говорится, нарисуем - будем жить!
Книги читаете?
- Реже, чем хотелось бы. Времени не хватает. Но люблю читать о художниках. Особенно дневники и их воспоминания. Интересно узнавать, как они жили в то время, как писали, как те или иные события повлияли на творчество.
По фотографии можно пейзаж написать?
- Мне часто говорят: «Чего ты время тратишь, часами пишешь на природе? Снял на фотик и работай спокойно в мастерской!» Они не понимают, что матрица камеры не передает корректно рисунок света и тени, плавные переходы цвета. Только глазу человека это под силу. А глаз художника видит еще больше. Именно этими тонкостями восприятия мира мы, художники, стараемся поделиться с окружающими в своих полотнах. Поэтому я не пишу по фотографиям.
Сова или жаворонок? Когда лучше работается?
- Сова. Если я попал в кураж, то не остановиться до утра. Кажется, вот оно, вдохновение, всё идёт и идёт, если остановишься - потеряешь что-то и не сможешь уже уловить, не получится так точно передать настроение. А там уже петухи кричат, людям скоро вставать, а я только спать собираюсь. Это зимой. Летом приходится менять привычки. Пока красивые восходы, надо работать ранним утром. Но все равно ложусь спать поздно, ближе к полуночи.
Дочь пошла по стопам отца?
- Да, Настя пишет. И как художник, возможно, будет сильнее меня. Я в её годы так не мог. Через труд и ошибки до некоторых вещей я доходил годами, передаю секреты мастерства дочери и она растет как художник быстрее. Мы часто работаем вместе.
Супруга имеет отношение к Вашим успехам?
- Несомненно! Некоторые художники не могут нормально работать из-за семейных проблем. Далеко не каждая жена способна пойти на какие-то жертвы и ценой своих удобств, или даже порой в ущерб дому и семье создать мужу благоприятные условия для творчества. Мне очень повезло. С Оксаной мы уже более 20 лет и всё это время она поддерживает меня: не давала упасть духом, когда картины не продавались; стойко переносит мои отсутствия в периоды творческих путешествий; терпит, когда, в моменты особого вдохновения, ни на минуту не можешь прервать работу и домашние дела стопорятся. Возможно, без нее я не состоялся бы как художник.
Евгений, Вам можно позавидовать. Не даром говорят, что за великим мужчиной всегда стоит великая женщина. От имени читателей «Бековского вестника» благодарю Вас за творчество, желаю новых вершин мастерства, больше продаж, чтобы вдохновение не обременялось материальными проблемами. Спасибо за интервью!