Пензенская епархия преобразована в митрополию, в которую вошли три епархии: Пензенская и Нижнеломовская, Кузнецкая и Никольская, Сердобская и Спасская. 1 августа в Свято- Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вручил епископу Вениамину белый клобук. В сане митрополита владыка провел пресс-конференцию с журналистами пензенских региональных газет.
Модернизация необходима
Нужны ли такие преобразования?
В подобных преобразованиях Пензенская епархия нуждалась давно, сказал он. – Священник всегда должен быть со своей паствой, знать, чем она живет, и по возможности влиять на неё. В области зарегистрировано 360 приходов. Двадцать открыто при больницах и воинских частях и, хотя они функционируют без государственной регистрации, каждый имеет право на существование.
Священный Синод пошел по проторенному пути. Подобная «модернизация» уже прошла в Самарской, Саратовской областях, в Мордовии.
Тремя епархиями легче управлять. В самой большой – Сердобской и Спасской – 130 приходов, в Пензенской – 110, в Кузнецкой – 98. Нам надо построить еще не менее двухсот храмов. Добираться до соседних деревень не каждому по силам, люди не могут духовно окормляться.
О ценностях подлинных и мнимых
Творческая элита, отдавая дань моде, заводит себе духовников, считая, что в церковь при этом можно не ходить.
Это не правильно. Молиться наедине с самим собой трудно, посторонние мысли лезут в голову. В русской православной церкви есть примеры истинного отречения от всего мирского, это Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Сергий Радонежский. Но они были ангелами во плоти.
Что касается духовника, руководящего поступками верующих людей, то лучше архиерея, окормляющего приход и знающего свою паству, это никто не сделает. Не случайно на Руси на сто душ мужского пола полагался один священник. Он и крестил, и венчал, и провожал в последний путь. То есть знал жизнь общины во всех её проявлениях, направлял людей на путь истинный, если видел, что они совершают греховные поступки, отклоняются от норм православной морали.
О покаянии и совести
Надо ли исповедоваться, если не считаешь себя грешником?
Такого не бывает. Подумал о ближнем дурно – уже взял грех на душу. Совесть – первый закон, данный нам Богом, но порой мы загоняем её в пятки. В жизни случается всякое. Вольно или невольно мы нарушаем нравственные заповеди, а потом ищем оправдания своим поступкам. Лучше покаяться, рассказать священнику, что вас мучает, открыть душу, посоветоваться. А он будет свидетельствовать перед Богом об искренности вашего покаяния.
Что такое епитимья и когда она налагается?
Священник может наложить епитимью, то есть отлучить человека от церкви, если он совершил тяжкий грех. Например, раньше женщины, исторгшие из своего чрева младенца, загубившие не рожденную душу, могли молиться только на паперти. Им не разрешалось входить в храм на протяжении тридцати лет. Так же поступали и с убийцами.
Об отношении к службе
Должны ли юноши служить в армии?
Конечно, в юности я, как истинный патриот, собирался на военную службу и был глубоко огорчен, когда врачи выдали мне «белый билет». Шел с комиссии и мне казалось, что все вокруг знают, что меня лишили возможности идти в армию, ведь тогда любой юноша, не прошедший армейскую школу, был как бы неполноценным. Предложили залечить язву, а болячка попалась коварная. Так и не получил военный билет.
Вместо службы ратной пошел в службу духовную.
Кадры решают всё
Является ли церковь исключением?
К своим кадрам мы относимся очень серьезно. Прошли те времена, когда священник мог быть рукоположен волею епископа. Сегодня без духовного образования получить приход невозможно. Слово Бога с амвона должно идти от посвященных.
В РПЦ тоже существует ротация кадров. Если мы видим, что иерей «вырос», силы у него есть, а развернуться негде, он получает приход, где может полнее реализовать свои возможности. А бывает и наоборот: не по силам священнику управлять делами своего прихода, честолюбивым стал, исповедует младостарчество. Надо поправить положение.
Владыка, есть Божий суд, а есть суд церковный. В чем отличие?
Мы служим Господу, но не подменяем его. Бог сам решает, кого казнить, кого миловать. А в церковный суд попадают те священнослужители, которые оступились, нарушили Устав православной церкви. Это, если хотите, чтото вроде суда чести, как в армии у офицеров.
Об отношениях со СМИ
Владыка, вы открыты для общения. Журналисты часто бывают в епархии, телевидение снимает репортажи в святая святых.
Я искренне благодарен пензенским средствам массовой информации за поддержку и понимание. Благодаря вам события нашей епархиальной жизни становятся достоянием гласности. И хотите вы того или нет, вы способствуете воцерковлению людей, их духовному росту.
Единственное, о чем я прошу пишущую братию, будьте осторожны в своих словах и поступках. В одной из церквей Белинского района хранился Чудотворный образ Богоматери, требующий серьезной реставрации. Мы договорились с профессионалами о восстановлении иконы, но в газетах поднялась шумиха, нас обвинили в том, что мы хотим изъять святыню, увезти в другой храм. В результате икона пропала. Где она находится, никто не знает. Мы молимся о том, чтобы Матерь Божия вернулась к нам и продолжала радовать сердца верующих, помогать страждущим.