Будьте бдительны! Не попадите в руки телефонных мошенников
Активность телефонных мошенников в последние годы заметно снизилась – своих жертв они предпочитаю искать в интернете, где поле для их «деятельности» значительно шире. Тем не менее, и в мобильной сфере они находят новые способы обмана.
Ежедневно жертвами телефонных мошенников и интернета становятся сотни людей. В поисках легкой наживы аферисты проявляют по-настоящему креативное мышление, а иногда и потрясающие актерские навыки. Как правило, это хорошие психологи, которые умеют «ударить» по больному месту доверчивых граждан - обычно это пожилые люди. Сумма ущерба в таких случаях, по данным полиции, колеблется от 200 до 500 тысяч рублей.
Актуальные на сегодняшний день виды телефонных мошенничеств.
Подставной покупатель
За последние годы аферисты стали активно искать своих жертв на сайтах, размещающих объявления о продажах. Злоумышленники перезванивают жертве под видом покупателей, обещают перечислить оплату или предоплату за товар на банковскую карту. После чего, пользуясь финансовой неграмотностью жертвы, вытягивают из нее сведения о ее банковской карте, необходимые для подключения к электронной системе «банк-клиент», либо для перевода денежных средств на счета подставных лиц. Нередки также рассылки SMS-сообщений, содержащих ссылки на вредоносные программы.
Злоумышленники также активно используют информацию, которую пользователи сами оставляют в сети интернет. Например, мошенники сканируют сервис бесплатных объявлений Avito и выбирают оттуда имена и номера телефонов людей, желающих что-то продать. А потом рассылают им SMS-сообщения типа «Ув. Елена, по обьяв-ю, обмен возможен? фото: (ссылка)». Обращение по имени повышает уровень доверия получателя к сообщению. Если пользователь пройдет по такой ссылке с Андроид-телефона или планшета, то вместо фото он загрузит на телефон вирус, способный опустошить не только лицевой счет мобильного телефона, но и привязанные к телефону банковские карточные счета.
Проблемный звонок
Самой распространенной схемой мошенничества остаются SMS-ки якобы от родственников с просьбой срочно перевести деньги. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение того или иного преступления (совершил ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас так делать нельзя, так как он боится потерять погоны. Деньги необходимо привезти в определенное место или передать какому-либо человеку.
При этом звонящий абонент может находиться, как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе, и всегда имеет одного или нескольких сообщников.
Ваша карта заблокирована
Распространенной формой мошенничества остаются сообщения о блокировке банковской карты. Все мы имеем счета в банках - получаем зарплату, пенсию или стипендию, либо храним сбережения. В таком SMS говорится, что карта заблокирована и для ее разблокировки, необходимо позвонить на указанный номер. А на другом конце провода «оператор банка» просит назвать данные карточки. Не подозревая подвоха, человек сообщает злоумышленнику информацию, необходимую мошенникам для опустошения счета.
Иногда SMS меняет содержание. Жертва получает сообщение от имени банка о заявке на платеж с карты и тут же перезванивает на указанный номер, где ему представляются «службой финансового контроля», которая объясняет, что, скорее всего, произошла какая-то ошибка. Далее предлагается отправиться к банкомату для того, чтобы избежать перевода денежных средств. На самом деле под диктовку «сотрудника банка» жертва переводит свои средства на чужой счет.
Иногда подобные сообщения содержат призыв перевести деньги для разблокировки карты, иногда абонента просят позвонить или отправить SMS на короткий номер. Необходимо помнить о том, что единственная организация, которая сможет проинформировать вас о состоянии вашей карты - это банк, обслуживающий ее. Телефон клиентской службы банка обычно указан на обороте карты.
Социальные сети обмана
Иногда злоумышленники притворяются администраторами популярных социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. Они сообщают, что аккаунт пользователя взломан и используется для рассылки спама, и просят сообщить номер мобильного телефона и переслать код, который на него придет. Далее жулики привязывают телефон, например, к сервису оплаты услуг в социальных сетях. В ответ на телефон высылается код подтверждения, который жертва и сообщает добровольно злоумышленникам, после чего последние начинают опустошать лицевой счет.
Уважаемые, граждане, будьте внимательны и осторожны! В случае, если вы все же стали жертвами мошенничества сразу же сообщите об этом в полицию по телефону 02 или 2-15-80.