ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ ПРИЗЫВАЕТ РОДИТЕЛЕЙ УДЕЛИТЬ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОДИТЕЛЕЙ
По данным статистики Госавтоинспекции в течение семи месяцев этого года в нашей стране зарегистрировано 10 281 ДТП с участием несовершеннолетних, в результате которых 353 ребенка погибли и 11 008 получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года все три показателя снизились: количество ДТП – на 4,4%, число погибших и раненых – на 13,9% и 4,0% соответственно.
С приходом теплого времени года у несовершеннолетних появляются новые взрослые увлечения, последствия которых могут быть самыми трагичными. Скутеры и мопеды в последнее время стали очень популярны, и их количество на дорогах увеличивается с каждым годом. Статистика аварийности с участием несовершеннолетних водителей механических транспортных средств свидетельствует, что несовершеннолетние продолжают нарушать Правила дорожного движения, когда садятся за руль мопеда или скутера. Так, по данным статистики, с начала текущего года было зафиксировано 319 (-29%) таких ДТП, в результате которых погибли 9 (-43,8%) несовершеннолетних и 312 (-28,4%) пострадали.
Садясь за руль мопеда или скутера, юные участники дорожного движения не задумываются о своей безопасности. Не думают о ней и их родители, которые не принимают во внимание возраст детей и необходимость наличия водительского удостоверения, а также навыков управления транспортным средством. Использование шлемов при езде на мопедах родители тоже упускают из виду. Но стоит помнить, что, попав даже в незначительное ДТП, ребенок может получить серьезные травмы, а то и вовсе поплатиться жизнью.
Госавтоинспекция обращает внимание взрослых участников дорожного движения, что они должны контролировать и пресекать попытки несовершеннолетнего сесть за руль. Именно в дни летних каникул необходимо особенно пристально следить за детьми, исключить возможность их доступа к ключам от автомобилей и мотоциклов, запретить управление скутерами без соответствующего на то права и навыков вождения. Важно объяснить ребенку, к чему могут привести игры с автомобилем. Также Госавтоинспекция напоминает, что за управление несовершеннолетним водителем (по достижении им возраста 16 лет) мопедом, скутером, мотоциклом, автомобилем, не имея права управления, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей, в соответствии с ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, при этом транспортное средство задерживается и помещается на специализированную стоянку. Если же несовершеннолетний младше 16 лет, то ответственность за него несут законные представители (родители, опекуны), которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, при этом транспортное средство в этом случае также задерживается и помещается на специализированную стоянку, а к самому несовершеннолетнему принимаются меры в соответствии с законодательством об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Несмотря на то, что Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» установлено, что мопедом разрешено управлять лицам, достигшим 16-летнего возраста, пройдя курс обучения в соответствующей образовательной организации и получив в ГИБДД водительское удостоверение категории «М», взрослые нередко пренебрегают этими правилами и совершают необдуманную покупку. Многие родители, бабушки, дедушки легко принимают решение купить скутер ребенку за хорошую учебу, в подарок на день рождения, но последствия от такого подарка могут быть самыми печальными. Получается, что взрослые сами становятся пособниками создания опасных ситуаций для родного ребенка.
Если же все правила соблюдены, и несовершеннолетний стал обладателем скутера или мопеда, не стоит забывать постоянно напоминать ему о правилах езды на двухколесном транспорте: необходимо использовать шлем и защитную экипировку; передвижение допустимо с включенным светом фар в любое время суток; движение скутеров по проезжей части разрешено только в один ряд по правому краю проезжей части; правила управления скутером разрешают также и движение по полосе для велосипедистов, а также по обочине, если это не создает помех пешеходам. Запрещается превышать предельно допустимую скорость, поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Водители велосипедов, в свою очередь, должны помнить, что согласно разделу 24 ПДД РФ «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов», движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет может осуществляться по правому краю проезжей части, обочине и тротуару. Детям в возрасте до 14 лет Правила дорожного движения выезд на дорогу запрещают. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. Если велосипедист движется по проезжей части, то он также как и водители автомобилей либо мототранспорта обязан соблюдать требования сигналов светофора и знаков приоритета.
Одним из ключевых условий для снижения количества ДТП с участием детей-водителей является формирование в обществе дорожной культуры, ведение непрерывного диалога с участниками дорожного движения, а также поддержка широкой общественности в предупреждении подобных правонарушений.
Поскольку проблема повышения безопасности детей-водителей по-прежнему остается крайне актуальной, Госавтоинспекция продолжит работу в этом направлении, - прежде всего, проводя профилактические мероприятия и беседы, направленные на снижение детского травматизма, а также на популяризацию использования специальных шлемов при управлении скутером или мопедом.
Госавтоинспекция напоминает взрослым участникам дорожного движения о необходимости уделять особое внимание детской дорожной безопасности. Следует помнить, что строгое соблюдение Правил дорожного движения и мер предосторожности поможет сохранить жизнь вам и вашим детям.