25 апреля 2024, четверг

 

Реклама

 

Общение

 

 

 
 

 

Наши друзья

 

"Организатор"  
"Сельская новь"  
"Каменская новь"  
"Сердобские новости"  

 

 

Афиша

 

Последний выпуск газеты

Свежий номер газеты в формате PDF. Всего 30 рублей!!! Оплачивай, скачивай, читай!

 

 

 

Календарь

Праздники России

Социальная сфера

05.05.2012

История о перламутровых пуговицах

Зинаида Курлышова выполнила последнюю волю отца. Долгими ночами, мучимый болезнью Владимир Михайлович вспоминал, как все начиналось, а дочь записывала в обычную школьную тетрадку события, факты, фамилии людей. Он заставлял ее перечитывать, чтоб ничего не упустила. Добавлял. Поправлял. И сегодня благодаря ему история артели «Красный Октябрь» станет нашим достоянием.

Без прошлого нет будущего.

Апрель 1951-го года для многих бековчан стал судьбоносным. С облегчением вздохнули фронтовики, вернувшиеся с войны увечными. Сознавая свою бесполезность перед обществом, многие начали прикладываться к рюмке. А тут появилась возможность встать в строй, кормить семью, чувствуя ответственность за нее. Они хотели работать!

Артель «Красный Октябрь» производила пуговицы из речных ракушек. Надо сказать, что Хопер в те далекие годы был и кормильцем, и поильцем. В голодные тридцатые, рассказывали старожилы, рекой кормились все жители прибрежных деревень. Рыба и ракушечье «мясо» на столах были лакомством.

На улице Первомайской подобрали два помещения, смонтировали 21 станка, подключили электричество. Работать на них было престижно, ведь поселок электрифицировали только в 1963-ем году.

Со всей области ехали сюда инвалиды устраиваться станочниками, разнорабочими, наладчиками, учетчиками, сортировщиками, сбытчиками, упаковщиками. Директором артели был назначен Василий Кондратьевич Гусев, главным инженером Борис Александрович Кайзер, начальником цеха Александр Иванович Чуланов. Они занимались всей организационной работой.

Подобные предприятия уже работали в Колышлее и Сердобске, и Владимира Курлышова, Петра Миненкова, Лидию Чуланову направили туда перенимать опыт работы на станках.

Пуговичное производство было делом нелегким. Вода, пыль, грохот, опасные резцы ранили руки. Покупая халаты с перламутровыми пуговицами, люди не догадывались, какой путь они прошли. Резка, обдирка, заточка, сверло… После каждой операции полуфабрикаты сортировали, шлифовали в бочке с пемзой, варили в кислоте до блеска, протирали через опилки.

Члены артели работали в две смены, заканчивался цикл в час ночи. За вредные условия труда выдавали молоко, которое привозили в бочке с молокозавода конюхи Емельян Коротин и Сергей Демидов.

Летом для заготовки сырья комплектовались бригады. Многие рабочие привлекали к ловле ракушек членов своих семей. Для бесперебойной работы их требовалось много.

Чуть позже к артели «Красный Октябрь» присоединили колбасный, сапожный и пошивочный цеха, производство по выделыванию кожи, пилораму. На их базе потом образовался комбинат бытового обслуживания. Артель в процессе реорганизации переименовали в пуговичный цех, ставший структурным подразделением промкомбината.

Наладчиком станков работал Владимир Михайлович Курлышов, он приходил в цех первым и уходил последним. А рядом станочницей трудилась его жена, Лидия Тимофеевна. Без малого четверть века они делали пуговицы.

Вторую смену обслуживал Михаил Гацук. Между бригадами царило соревнование, люди брали обязательства выполнить пятилетку досрочно. Лучших принимали в партию. Был в артели свой партком, который возглавлял Виулен Глухов, и профсоюз – Борис Кололеев.

История сохранила имена директоров: Александра Никитовича Мирошниченко, Андрея Калинович Лубошникова, Виктора Ивановича Колобанова. Они прошли войну, имели ранения. Но особенно больших успехов артель добилась под руководством Лубошникова. Хороший был организатор, порядочный человек. Молодежь брала с не го пример.

Юноши и девушки 50-60-х годов были настоящими патриотами, они восхищались своими старшими товарищами – такими как Алексей Клочков, Алексей Нагорнов, Виктор Феоктистов, Александр Гребенщиков. К ним всегда можно было обратиться за помощью.

В артели станочником работал Иван Толстенев, у парня не было ног, но план он давал наравне со всеми. Другой бы сломался, захандрил, а Иван слыл весельчаком, балагуром, любившим играть на баяне. Душевные песни он пел!

Много интересных людей трудились в артели инвалидов. Петр Трушин на войне был запевалой.  В минуты отдыха «по заявкам» исполнял «В лесу прифронтовом», «В землянке» и другие.

Яркая личность – Анна Макушина, прекрасная исполнительница романсов, тоже прошла войну.

Работа в артели была трудной, а с песней дело спорилось. Мелодичными голосами славились Лидия Чуланова и Александр Горбачев, Клавдия Тебякина. Под баян Володи Васякина можно было составить концертную программу.

Люди в артели были замечательные: трудолюбивые, талантливые, ответственные. Перед страной, перед семьей. Владимир Курлышов «на досуге» чинил валенки, Валентин Демин шил тапочки и ремонтировал обувь. Петр Миненков был хорошим фотографом, а Михаил Гацук – портным. К нему была очередь на пошив модного костюма!

Рыжов Николай и Виулен Глухов увлекались охотой, Николай Хованов – рыбалкой. Леониду Кислицыну не было равных в лепке пельменей, а самые вкусные блины пекла Мария Никиташина. Любовь Демина обшивала детей, Лидия Хованова вышивала.

В обеденный перерыв, случалось, устраивали импровизированные представления. Артистизм Валентины Устиновой, Лилии Сулиной, Надежды Кузьминой признавали все. Николай Мокров приобщился к спорту, оттачивал свое мастерство в городках…

За время существования пуговичного производства здесь трудились более двухсот человек. Многие одинокие находили себе здесь пару. Так что труд в артели можно назвать семейным делом.

В пик сельхозработ инвалидов привлекали на уборку урожая на полях и в садах. У каждого был участок под картофелем – главным продуктом на столах.

В 1976-ом производство закрыли. Цех стал экономически невыгодным. Модницы охотнее покупали пуговицы из пластмассы. Все прошло, но осталась память, которая до сих пор греет сердца ветеранов: Натальи Миненковой, Валентины Богачевой, Антонины Гречушниковой, Николая Мокрова, Лидии Курлышовой, Татьяны Вавиловой, Любови Деминой, Анны Шепелевой, Любови Зименковой, Ольги Горячевой, Виктора Бокарева, Валентины Китаниной, Нины Коротиной, Галины Кротковой, Анны Баранчиковой. Пусть простят нас бабушки и дедушки, что обращаемся к ним без отчества, ведь рассказ о том, как их «водила молодость».

Ольга СОКОВА

 


Последние новости