20 апреля 2021, вторник
Областные новости
19.04.2021
Уже год в России по поручению президента Владимира Путина действует программа по субсидированию ипотеки на новостройки.
19.04.2021
RUSSIA EXPO - совместный проект Совета по развитию внешней торговли и EXPOCENTER.DIGITAL, который направлен на развитие международной торговли России, СНГ и мира.
19.04.2021
В территориальном отделе ЗАГС города Каменки и Каменского района состоялось торжественное мероприятие «Ровесники города», с которого был дан старт празднованию 70-летнего юбилея райцентра Пензенской области.

Реклама

 

Общение

 

 

 
 

 

Наши друзья

 

"Организатор"  
"Сельская новь"  
"Каменская новь"  
"Сердобские новости"  

 

 

Афиша

 

Пенза город трудовой доблести

Календарь

Праздники России

Социальная сфера

01.04.2021

Мечта и жизнь - неразделимы

27 марта Нине Александровне Коротиной исполнилось 88 лет. Эту маленькую, хрупкую женщину с безупречным воспитанием и волевым характером помнит, любит и уважает не одно поколение бековчан, которым она привила на своих уроках любовь к родному языку и литературе.

ИСТОКИ

Мама Нины Александровны, Устинья Акимовна, родилась и выросла в Пяше. Несмотря на тягу девочки к знаниям, родители не смогли дать ей образование, рассудив, что учиться должен их старший сын Иван, которому предстояло пойти служить в армию.

Мать Устиньи рано умерла, и отец привёл в дом новую жену с умственно отсталой дочерью. Перемены не замедлили сказаться на домашнем климате. В семье нередко стали вспыхивать ссоры, и Устинью забрала к себе в Беково сестра бабушки. Но и там девушке слаще не стало. Бабушка, в молодости подарившая жизнь двадцати двум детям, теряла их одного за другим. До зрелости дожили только сын и дочь. Сын женился, ушёл в армию и умер во время прохождения службы. Сноха, даже не осчастливив свекровь внуком, стала судиться с бабушкой за большую часть дома. Тяжёлые утраты, преследовавшие женщину всю жизнь, а затем ещё и судебные тяжбы основательно подорвали её здоровье. Одной было тяжело как морально, так и физически, она нуждалась в уходе, и именно поэтому позвала к себе внучатую племянницу.

В Бекове, в ликбезе, Устинья выучилась грамоте, и даже освоила церковно-славянский язык. И именно здесь встретила свою любовь. Александр был ей под стать: серьёзным, работящим, не гнушающимся новых знаний. Он окончил двухклассную церковно-приходскую школу и поначалу работал сапожником, затем прошёл курсы в школе рабочей молодёжи и устроился работать ветфельдшером в Плодосовхозе. На работу из Беково ходил пешком, много раз рискуя быть растерзанным голодными волками, без страха рыскающими не только в чистом поле, но и вблизи людского жилья.

Александру и Усте, полюбившим друг друга, по идее, жениться было запрещено. Парень был из православной семьи, а его зазноба из старообрядческой. Но советская власть сравняла всех, победив суеверия и предрассудки.

 

ДЕТСТВО

Свою жажду знаний Устинья Акимовна перенесла на дочерей - Нину и Валентину. Родители решили во что бы то ни стало дать девочкам достойное образование. Отец рано начал учить Нину читать. Но несмотря на способности девочки, в семилетнем возрасте в школу её не приняли, ей пришлось ещё целый год ждать, чтобы пойти учиться с ровесниками. А через год грянула война. Мужчин забрали на фронт. Теперь женщинам пришлось работать и за себя, и за мужей. Тем не менее, школа работала. Нина Александровна до сих пор помнит имена своих учителей. Первой её учительницей была Нина Григорьевна (фамилию, к сожалению, наша героиня не вспомнила), со второго по четвёртый классы классным руководителем была Татьяна Георгиевна Горизонтова, с 4 по 7 классы – Екатерина Алексеевна Серкова. А выпускала из школы золотую медалистку Нину Коротину Агафья Михайловна Хрюкова.

Наверное, именно благодаря прекрасным педагогам, в сердце девочки поселилась мечта стать учителем, и на протяжении детских лет играла Нина исключительно в школу, неизменно исполняя роль учительницы. Все школьные годы девочка просидела за первой партой, так как зрение рано испортилось, причём на глазах его острота была разной, а подобрать очки с разными линзами не представлялось возможным. Нина старательно училась, читала все книги, которые только попадали ей в руки, и авторитет среди одноклассников имела непререкаемый. Достаточно было одного взгляда на расшалившегося однокашника, как тот моментально успокаивался. Книги в то время были страшным дефицитом. Не было даже учебников. Но Нина мгновенно запоминала всё со слов учителя, а перед уроком ещё по несколько раз пересказывала заданный материал товарищам.

Поступив в Саратовский университет, Нина стала изучать диалектологию, ездила в диалектологические экспедиции. Родители жили скудно, обеспечивать студентку деньгами они не могли, к тому же подрастала сестрёнка Валя, мечтающая стать врачом. Первокурсница выживала, как могла. Её мизерной стипендии хватало на хлеб и килограмм конфет-подушечек. Завтрак, обед и ужин отличницы разнообразием не отличались: кусочек чёрного хлеба, 5 конфет и стакан кипятка. И так каждый день. На 2-ом курсе стипендию прибавили, она стала позволять себе белый хлеб и иногда пряники. А когда на 5 курсе учиться в медицинский приехала младшая сестра, и Нине удалось убедить комендантшу общежития поселить их вместе, девушки стали позволять себе готовить горячее, ведь теперь в их распоряжении были 2 стипендии.

 

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

Нину Александровну, окончившую университет с красным дипломом, направили на работу в Туркмению, Ашхабадский район. Вещей у молодого педагога было совсем мало, зато как самое ценное имущество она привезла с собой ящик с книгами. Сельская школа была обнесена глинобитным забором. Мелкая пыль проникала повсюду, и учителя обязаны были сами прибирать в классах после уроков. За водой приходилось ходить в арык. Но самую большую сложность для учителя русского языка и литературы представляло полнейшее незнание туркменскими школьниками русской речи и письма. И не только с учениками разделял её языковой барьер, русскоговорящих взрослых в селении тоже были единицы.

Нина Александровна проработала в Туркмении год, но рассказывать о том времени может бесконечно. Да и как иначе, если ей пришлось самостоятельно изучить местные традиции, периодически попадая в неловкие ситуации. А как трудно, например, было объяснить туркменским школьникам аналогию между сюжетом и названием драмы Островского «Гроза», когда в этой местности отродясь не видали такого природного явления?

Несмотря на все сложности, Нина Александровна нашла общий язык с учениками, и дети полюбили её всей душой. Иногда, приходя в свою комнату, она обнаруживала на столе букет ранних степных тюльпанов, а в классе во время уроков всегда стояла почтительная тишина.

 

СОСНОВКА

Год подошёл к концу. Упаковав заветные книги в коробку, Нина отправилась в обратный путь. В облоно её направили в родной район. И новым домом учительницы стала Сосновская школа. Молодого, талантливого педагога поддерживали коллеги: директор Виктор Георгиевич Солдатов и его жена, учитель географии. Нина Александровна быстро втянулась в работу, а в скором времени стала читать лекции для молодёжи в одном из клубов села.

Школьники любили и уважали своего педагога. Тот огонь, с которым она объясняла новые правила по языку или посвящала детей в смысл классического произведения, незримо передавался и ученикам. И даже самые отъявленные непоседы становились на уроках этой хрупкой девушки, не намного старше их, тихими, покладистыми и прилежными. Через два года Нина Александровна получила должность завуча. А всего она проработала в Сосновской школе 5 лет.

 

МЕЧТА НЕОТДЕЛИМА ОТ РАБОТЫ

Перейдя в Бековскую среднюю школу в 1962 году, Нина Александровна без труда завоевала авторитет и уважение. Работа шла уже по накатанной. Но слова «учить» и «преподавать» всегда были антонимами в её понимании. Учить – было потребностью такой же естественной, как дышать. Учить, чтобы передать способность слышать, любить, чувствовать великий русский язык, чтобы развить в юных умах умение находить самую суть, заложенную автором в произведение. Её главной методикой всегда оставалась любовь к детям, обрамлённая в прочную оправу учительской строгости и тонкой женской мудрости. Её творческая натура жаждала новых способов воплощения педагогического таланта, новых горизонтов для раскрытия детских способностей. И литературные вечера, которые Нина Александровна сделала доброй традицией школы, позволили ей выйти на новый уровень общения со школьниками. Детям понравилась идея, и они готовы были ждать любимого учителя после уроков столько, сколько было необходимо. Это были маленькие, но частые и яркие праздники в череде школьных будней.

Нина Александровна подружилась с завучем, Екатериной Алексеевной Конобрицкой. Они менялись классами и проводили для учеников показательные уроки, делясь друг с другом бесценным педагогическим опытом. Наша героиня искренне считала, что учитель обязан быть осведомлённым абсолютно о каждом факте, о котором хотя бы вскользь упоминается в произведении. Поэтому она тщательно штудировала всю имеющуюся литературу. Зато никогда юные почемучки не оставались без ответа на свои вопросы. А вместе с её кругозором росло и количество книг в домашней библиотеке. И не только в домашней. Именно Нина Александровна Коротина стала зачинщицей в благом деле основания школьного книжного фонда. Любой томик, который она могла купить, выписать или даже получить в подарок, становился достоянием библиотеки. Часто случалось, что сборники стихов Есенина или Блока бесследно исчезали с полок. Но учительница не устраивала детективных расследований и даже не заводила разговоров о морали и нравственности. Напротив, её грела мысль, что кому-то стало жизненно необходимо иметь при себе рукотворную скрижаль с начертанными в ней свидетельствами человеческой мудрости.

В Бековской школе Нина Александровна проработала 26 лет!

 

ПЛОДЫ

Восемь выпусков в одной только Бековской средней школе – результат впечатляющий.

- Однажды попыталась посчитать учеников, - с улыбкой признаётся Нина Александровна, - досчитала до полутора тысяч и сбилась…

А сколько учителей взрастила она под своим крылом! Учителей, которые успешно работали и продолжают работать в настоящее время, и так же любимы учениками! Е.В. Чуракова, Н.Ф. Романова, О.Н. Шалимова, Е.Н. Лысякова, Т.В. Шаткина, М.Ю. Тряпкина – вот лишь несколько имён учениц, которыми она может гордиться.

Нину Александровну помнят. Её каждый год поздравляют с днём рождения и всевозможными праздниками, её навещают благодарные ученики. Она по-прежнему полна достоинства, граничащего с аристократизмом, а её глаза всё так же излучают материнскую доброту и нежность ко всем своим бесчисленным, очень разным, но одинаково любимым детям.

Низкий поклон Вам, Нина Александровна, и долгих лет жизни во здравии и благополучии!

 


Последние новости