Дорожка, мощенная светлым камнем, ведет к двери аккуратного домика, расположенного на просторном земельном участке. У калитки, прихрамывая на переднюю лапу, встречает старый пес Дружок. Он сердито лает, всем видом показывая, что, несмотря на возраст, он еще вполне надежный охранник и дома, и его обитателей.
Хозяйка дома Антонина Карповна Галкина через неделю встретит свое 85-летие. Солидный жизненный стаж предполагает историю, насыщенную интересными событиями, порой радостными, а порой не очень.
Вслед за радушной хозяйкой прохожу в дом, который изнутри, как и снаружи, оказывается светлым и гостеприимным.
На столе разложены фотографии различной давности. Видно, что Антонина Карповна ждала меня, перебирая документы, путешествуя по волнам своей памяти.
Вооружившись блокнотом и ручкой, фиксирую факты и эмоции, доверенные мне рассказчицей.
Истоки
Антонина Карповна Галкина родилась 21 апреля 1931 года в селе Ивановка, располагавшемся в окрестностях Гранков. Отец ее, Карп Яковлевич Пантюшин, участвовал в революции, прошел всю Гражданскую войну, воодушевленный идеями Ленина.
Благополучно вернувшись домой, встретил свою половинку, Евдокию Фадеевну Улитину. С нею и зажил в стареньком домике, крытом соломой, с воробьиными гнездами под стрехой и русской печью. Каждую из двух потолочных маток в избе для надежности подпирали по два столба. Здесь и родились трое детей, сын и две дочери.
Карп Яковлевич был мужиком с руками, хозяйство держал крепко. Когда делили землю, взял себе участок, огорил корову да лошаденку, стал пахать и сеять. Но, когда нагрянула коллективизация, смотреть на вещи стали под другим углом. Рачительного хозяина позвали в колхоз, на что тот ответил категоричным отказом, мотивируя свое решение тем, что свою семью обеспечивать будет сам, на других силы не расходуя и посторонних за себя работать не принуждая. И напрасно пугали его раскулачиванием – твердо стоял на своем Пантюшин.
Когда Карпа пришли раскулачивать, взору комиссии предстала бедная, завалившаяся набок избенка, в которой с тремя детьми ютились «кулаки». Тем не менее, мужчину арестовали и посадили на ночь в чулан. Уговорив сторожа выпустить арестанта по нужде, Пантюшин бежал в Беково, где прямой наводкой отправился в милицию.
Выслушав рассказ беглеца о революционных и боевых заслугах, милиционер задумался.
- Не знаю, что и делать с тобой, Карп Яковлевич. Специальность у тебя есть?
- Пекарь я.
- Вот и хорошо! Пойдешь на пекарню работать?
- Я бы рад, да семья у меня, жена да ребятишек трое. А в Бекове жить негде.
- Ну, это не беда. Домов пустых у нас много. Подберем избушку, не горюй.
На том и порешили.
А наутро искать беглеца пришли к Евдокии. Не найдя его, увели у беззащитной женщины единственную корову-кормилицу. В тот же день в Ивановку позвонили из Беково, и ночью Карп Яковлевич перевез жену с детьми и весь нехитрый скарб на железной тачке с большими колесами в Беково, на Макаровку.
Антонина, младшая из детей, окончила 7 классов Нарышкинской школы, в восьмой пошла в Бековскую. Великая Отечественная застала девочку в возрасте 10 лет. На этом и закончилось детство. Старшая сестра Мария и брат Александр ушли на фронт.
- Рыть окопы на територии между улицами Макаровка и Зуевка в Беково прислали солдат, - вспоминает Антонина Карповна. – А в Доме отдыха был организован госпиталь, куда привозили раненых бойцов. Школьники собирали табак, шили кисеты и отсылали солдатам, надписывая самодельные бандероли незамысловатым адресом : бойцам на фронт.
Ходили в госпиталь ухаживать за ранеными. Использованные бинты забирали домой, стирали, сушили их, сматывали и относили обратно.
Летом в поле, где женщины косили хлеба, дети вязали снопы. А затем в фартуки собирали оброненные колоски, дабы ни один не пропал, носили их на ток, где наравне со взрослыми молотили цепами и веяли зерно.
В голод выживали, как могли. Выкапывали на огородах прошлогоднюю гнилую картошку, перетирали ее на крахмал, чтобы варить хотя бы жалкое подобие киселя. Огромную поддержку дал батюшка-Хопер. Питались ракушками, нанизывая жесткое мясо моллюсков на палочки и поджаривая его на костре.
Труды и трудности
Пережили войну. Дождались Победы. А в 49-ом окончила Антонина среднюю школу. Продолжать образование было почти немыслимо. Отец к тому времени уже умер. А у сестер на двоих было одно платье и одна пара туфель. Но однажды в газете девушка прочитала, что Сердобское педучилище набирает группу экстернов. Для получения заветного диплома нужно было выдержать всего две сессии.
Антонина успешно прошла отбор, поступила в образовательное учреждение и благополучно окончила его. Желанные корочки были получены, и ее сразу же взяли работать пионервожатой в семилетнюю Вертуновскую школу, где в то время директором работала Александра Михайловна Петрова. А через два года как лучшего вожатого ее перевели в райком комсомола, на должность заведующей отделом пионеров и школьников.
Любимая работа отнимала много сил и времени, но молодость берет свое. В Нарышкинском клубе познакомилась девушка с парнем, вернувшимся с фронта. Николай Галкин привлекал не только внешностью - он был виртуозным музыкантом. Немецкую гармошку, выдававшую в его руках немыслимые трели, было слышно на другом конце села. Разумеется, от девчонок у Николая отбоя не было. А он выбрал ее, самую лучшую, самую веселую и красивую. В 1951-ом сыграли свадьбу.
Недаром говорят, что кадры решают все. Иной раз и любимая работа может стать в тягость из-за не сложившихся взаимоотношений с начальством. Так однажды ответственную и трудолюбивую Антонину Карповну, уже находившуюся на приличном сроке беременности, зимой направили на неделю в Согласовку проверять работу клуба. А в воскресенье она должна была представить отчет на заседании бюро. Зима была лютая, вьюжная. Добиралась в Согласовку на санях. В деревне добрые люди взяли на постой. Задание выполняла исправно, а когда пришла пора возвращаться, разразилась такая метель, что хозяин не рискнул ехать в район на лошади. Позвонили в Беково. Выяснилось, что заседание не отменили. Рисковать здоровьем своим и будущего ребенка Антонину отговаривали всем миром. Но тщетно! И до железнодорожного переезда молодая женщина пошла пешком, ориентируясь на телеграфные столбы. У каждого столба останавливалась, отдыхала, дожидаясь, когда утихнет сердцебиение и нормализуется дыхание, и шла дальше. Видно, Бог увидел ее мучения – на переезде Антонина Карповна успела на поезд и вовремя представила доклад на заседании.
Через некоторое время Антонина повстречалась с А.М. Петровой, и та настояла, чтобы Галкина написала заявление с просьбой перевести ее снова в пионервожатые Вертуновской школы. «Будешь числиться, но работать до родов не будешь», - сказала сердобольная женщина. Как бы ни так! Вернувшись в Вертуновку, Антонина Карповна устроилась на квартиру и проработала до самых родов. А через положенный в то время месяц отпуска по уходу за ребенком - в счастливом семействе появилась дочь – женщина стала работать пионервожатой в Бековской школе.
С ранней юности Антонина мечтала стать учителем, и такая возможность ей представилась. Из второклассников Бековского детдома, оставленных на второй и третий года обучения, был сформирован целый класс, разбавленный сельскими ребятишками из двух уже существующих классов. Но озорники так жестко проверяли своих педагогов на прочность, что к ноябрю от второго «В» сбежали уже два учителя. Когда вакансию предложили А.К. Галкиной, она согласилась не раздумывая.
И в первый же день, правда, к третьему уроку, сопротивление маленьких хулиганов было сломлено безграничным терпением, исполненным достоинства, и тонким юмором Антонины Карповны. Через месяц, когда директор детдома намекнул второклашкам, что не прочь забрать у них классного руководителя, ребятишки встали за нее стеной. Антонина Карповна и до сих пор с улыбкой вспоминает своих детдомовцев как самый свой трудный и самый любимый класс.
Из песни слов не выкинешь
Жизнь текла по заданному руслу. Родилась и выросла вторая дочь. 38 лет жизни посвятила А.К. Галкина добросовестному труду. Огромное количество грамот и благодарностей, свидетельствующих об этом, хранит она в своем личном архиве. И сейчас бывшие ученики помнят и любят свою дорогую учительницу.
В 89-ом ушел из жизни любимый муж. Надломленная горем Антонина Карповна оставила работу. Тоска наложила свой отпечаток на внешность женщины – ее глаза перестали смеяться. И тогда руководитель районного Хора ветеранов И.И. Липенгольц пригласил соседку в коллектив. Та лишь спустя год согласилась попробовать и с 1990-го по 2015гг проработала руководителем хора.
Пуд соли съела Антонина Карповна вместе со своим коллективом, через многие заботы и трудности прошла. Но не было на Бековской сцене команды сплоченнее и веселее. Страшнее всего было терять тех, кто, казалось, только вчера плечом к плечу с тобой пел «Катюшу». Состав менялся, и год назад бессменый руководитель назначила своей преемницей А.А. Сухову и ушла «в отставку». Ушла, но сердце свое оставила в хоре. Она и сейчас в курсе всех событий, происходящих с коллективом, болеет за своих душой. Где нужно подскажет, кого надо пропесочит. И хористы не забывают свою боевую подругу, звонят, навещают.
Антонина Карповна - Отличник народного образования, ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда. Юбилейные знаки и медали украшают ее праздничный костюм. И хотя нечасто приходится надевать его, женщина не грустит - просто некогда! Она ведет активный образ жизни. Ухаживает за старшей сестрой, с которой проживает под одной крышей, помогает, чем может дочерям, внуку, двум внучкам и двум правнучкам. Она является членом клуба «Собеседник», организованного Соцзащитой, а по вечерам совершает с подругами-сверстницами «пробежки». Пешие прогулки помогают держать в тонусе и душу, и тело.
Антонине Карповне ни за что не дашь ее возраст. Убеленная благородной сединой, она выглядит лет на 20 моложе. Пионервожатая, учитель, мать, бабушка, прабабушка, она сохранила трезвый рассудок и чувство юмора. А это значит, что не годами измеряется возраст!