Общество с ограниченной ответственностью «Пензенские Кленоварни» учреждено в Бековском районе в июле прошлого года несколькими физическими лицами с начальным уставным капиталом в 100 тысяч рублей. Проект получил широкую поддержку среди местного населения.
В ноябре информация об этой компании появилась в интернете. На информационных порталах сообщалось, что «Пензенские Кленоварни» намерены построить в области цех по переработке кленового сока.
Губернатор Иван Белозерцев обсудил с представителями этого общества вопросы организации необычного производства и со своей стороны пообещал им всестороннюю помощь. К тому времени «Пензенские Кленоварни» уже произвели тестовую партию кленового сиропа, а в дальнейшем планировали привлекать к сбору сока сельское население, организованное в форме кооперативов.
Районная газета подхватила инициативу коллег и встретилась с учредителями, но разговор тогда получился слишком общим, поскольку «поперёд батьки» организаторы лезть не хотели. «Сезон покажет, - уклончиво ответили они. Сначала мы наладим производство, получим натуральный продукт, а потом можно будет и интервью раздавать».
Сказано-сделано. Во время соревнований на Кубок России по мотокроссу, проходивших в посёлке Сахзавод в мае, к губернатору подошёл технический директор ООО «Пензенские Кленоварни» Сергей Анашин и вручил ему бутылку с янтарной жидкостью – тем самым кленовым сиропом, тестовую партию которого они представляли Ивану Белозерцеву в прошлом году. Пензенские журналисты тут же отправились по адресу ещё одной точки роста. Оказалось, единственное в России производство кленового сиропа располагается близ маленького поселка Сурки Сосновского сельсовета.
Тех, кто надеялся увидеть здесь планов громадьё, ждало разочарование. Офисом компании служит небольшая бревенчатая изба, рядом с которой, практически на деревенской усадьбе, построен цех по производству божественного нектара, который в Россию в ограниченных количествах – что-то около 60 тонн – доселе завозили из Канады и Франции. С виду цех – ничего особенного, но внутри помещения, отделанного деревом, стоит внушительных размеров печь – первая и на сегодняшний день единственная в нашей стране «иностранка» из Канады. У неё очень высокий коэффициент полезного действия, позволяющий удвоить и даже утроить объёмы добычи сока.
Это посильная задача. Сергей Николаевич Анашин, как уроженец этих мест, знает, что клёна остролистного, похожего на красный канадский по своим качествам, в окрестных лесах много. Тем более, что компания применяет технологию закрытой системы сбора сока, при которой отверстие размером 6-8 мм используется только раз в сезон, а затем герметично закрывается. Собранный сок выпаривается до 66%, на выходе получается концентрат, представляющий собой натуральный сахарозаменитель.
- Одно дерево подвергается обработке не чаще пяти лет подряд. – посвящает нас в тонкости процесса Сергей Николаевич. - Такая технология не наносит вреда деревьям. В Канаде, например, есть клёны, дающие сок в течение 100 лет.
К сожалению, проехать по дорогам в лес, где смонтированы трубопроводы и оборудована база для отбора сока и первичной его обработки, попасть можно только на вездеходе, поэтому поверим Сергею Анашину на слово. «В работе» сегодня почти тринадцать с половиной тысяч деревьев, обслуживает производство двенадцать человек.
В этом сезоне кленовары получили около пяти тонн сиропа, который в настоящее время проходит сертификацию. Его давно «раскушали» жители столицы, и рестораторы заказывают натуральный продукт в расчёте на гурманов, приверженцев здорового питания. Глюкоза, входящая в состав сиропа, быстро усваивается организмом. Он считается для питания мозга лучшим витамином. Кленовый сироп показан аллергикам, поскольку не вызывает никаких побочных реакций, и диабетикам из-за низкого гликированного индекса. Кленовый сироп может быть весьма эффективен против прогрессирующего атеросклероза из-за высокой концентрации цинка. В нём, утверждает технический директор ООО «Пензенские Кленоварни», около шестидесяти микроэлементов, необходимых для жизнедеятельности нашего организма.
У Сергея Николаевича горят глаза, о своём детище он готов рассказывать часами, призывая в свидетели ту самую, единственную в России печь, которая может выдавать «на гора», то есть выпаривать по 1200 литров жидкости. Причём работает она на дровах, а этого добра в виде валежника в лесах накопилось слишком много…
Сосновка – большое старинное село, которое с давних пор «кормилось» железной дорогой. Потребность в рабочих руках постепенно сходит на нет. Часть жителей трудятся в Сосновском отделении общества с ограниченной ответственностью «Вертуновское» - в полевых бригадах и на ферме. Другой работы нет. Так что инвестор, вложивший в новое производство около 25 миллионов рублей, – это просто клад для территории. Тем более, что, помимо кленоварни, здесь решили всерьёз заняться выращиванием ремонтантной малины. С 1 гектара, утверждает Анашин, можно получить в сезон до 10 тонн ягоды, пользующейся спросом. Сергей Николаевич рассчитывает не только на собственные плантации, для закладки которых строит на усадьбе питомник (рассада прибудет из филиала Темирязевской академии, ей требуется акклиматизация), но и на местное население. По слухам, люди уже заинтересовались новым делом. А почему нет? Есть же в Волгоградской области знаменитое село Кинель-Черкасское, жители которого поставили на поток тепличный бизнес. Может, и у нас получится?