Село Волынщино разделено речушкой Березовка, над которой возвышается деревянный мост. Когда-то монументальное сооружение на крепких сваях сегодня стало предметом бесконечных споров. Местные жители обращаются к властям, то есть главе сельсовета, требуя обеспечить безопасность путепровода. В деревне вспоминают случай, когда животина сломала ногу, угодив в расщелину между досками, и хозяева были вынуждены внепланово забить тёлку. Наталья Селиверстова, в свою очередь, отщипывая крохи от небогатого бюджета поселения, пытается ежегодно латать сооружение.
В прошлом году сельская администрация потратила на ремонт моста чуть больше 31 тысячи рублей, а заключался оный в замене совсем уже прогнивших досок. Временные «заплатки» положения не спасли, и через несколько месяцев путепровод вновь являл собой жалкое зрелище.
Многим российским селам уготована печальная участь, и Волынщино, хоть и расположено практически в пригороде – всего в семи километрах от райцентра, не исключение: некогда многолюдное, оно словно бы «усыхает», сжимается, как шагреневая кожа. Дикая природа властвует в покинутых усадьбах когда-то самой шумной улицы Шоссейная, хотя и свежие новостройки здесь тоже имеются. Выглядят они как дворцы на фоне старых осиновых лачуг, построенных в приснопамятные годы. В них не живут. Доживают. Каждый четвертый-пятый житель сельсовета – пенсионер с фиксированным доходом. 20% населения получает социальные выплаты в виде субсидий и компенсаций на оплату ЖКУ, семьи с детьми – ежемесячные пособия. Сказать, что люди в деревне совсем позабыты-позаброшены, - погрешить против очевидного. По Волынщинской администрации социальная поддержка за 6 месяцев т.г. вылилась в сумму более миллиона рублей.
Судя по отчёту хозяйки территории, в селе чистят дороги зимой, грейдеруют летом. Люди с этим не спорят, работа видна. Возмущает их состояние проезжей части улиц. По-хорошему, здесь давно нужен ремонт. Два километра дороги по Шоссейной от моста до моста –это сплошные ямы и ухабы, наполненные водой. Преодолевая расстояние, автовладельцы клянут всех и вся, и только ребятишки с удовольствием проверяют босыми ногами глубину луж после дождичка в четверг.
В прошлом году администрация объявляла аукцион на проведение ямочного ремонта на этой улице. Но ни один подрядчик на объявленный лот не клюнул. Видимо, не устроила предлагаемая сумма контракта, но другой, как говорит глава администрации, муниципалитет предложить не может.
На таких женщинах, как Наталья Селиверстова, держится сельская власть. На их плечах лежит немеряный груз и большая ответственность. Они и траву косят на улицах сами, и свалки убирают, и штрафы платят за тех, кто их организовал, и удар недовольства односельчан принимают на себя по поводу и без.
Наталья Владимировна не обошла острые углы, честно рассказала, что сможет сделать для земляков уже в этом году. Не стала сотрясать воздух пустыми обещаниями, ведь она и сама живёт в этом селе, ездит и ходит по тем же раздолбанным дорогам, слышит, как в каждый след ей поминают злополучный мост с понарошенскими перилами, отсутствие детской площадки, из-за чего ребятишки сделали пятачок возле старого здания сельсовета и сами его руины пристанищем для своих игр.
Родители беспокоятся за детей-школьников, ожидающих автобуса на перекрестке дорог. В непогоду им негде укрыться. Поблизости, на другой стороне автодороги, есть остановка, но школьный автобус там останавливаться не может: для разворота место маловато. Подвергать опасности детей, ожидающих посадки на проезжей части, категорически запрещено. Высказывая претензии, жители села часто вставляют в разговор коронную фразу: «А на что у нас власть?». Сами при этом инициативу не проявляют. О том, чтобы привлечь к реализации каких-то проектов жителей села, к примеру, благоустроить ту же детскую площадку и навсегда положить конец конфликту интересов между родителями подростков и владельцами близлежащих усадеб, огороды которых страдают от набегов ребятни, даже речи не идёт. «Не пойдет никто!» - горячо убеждали меня все, с кем пришлось беседовать на эти темы.
Село стареет. Старожилы с ностальгией вспоминают 70-е годы, когда жизнь и, в частности культурная, била ключом. В сельском клубе ежедневно показывали кино. Детский сеанс начинался в пять, взрослый – в восемь часов. А теперь молодёжи даже собраться негде. Правда, справедливости ради надо признать: администрация пыталась потесниться. Под «очаг культуры» выделили комнату в административном здании, но молодых людей такой досуг не привлёк. Тусоваться парни и девчата предпочитают в райцентре со всеми , как говорится, вытекающими последствиями.
Волынщино – одно из пяти населенных пунктов совета. Бюджет поселения на две трети дотационный. На выравнивание доходов управление финансов перечисляет ему более двух миллионов рублей. Собственной казны – кот наплакал. От налоговых и неналоговых доходов на 2017 год запланировано немногим более 900 тысяч рублей, по прошествии полгода исполнена третья часть.
Тем не менее, прорех в «тришкином кафтане» не пересчитать: техническую документацию на газопроводы оплачивать надо, узаконивать кладбища – надо, регистрировать территориальные зоны – надо, разрабатывать программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур – край! Деньги утекают, как вода в песок.
Часть насущных для села проблем решается за счет Дорожного фонда, пополняющегося акцизами. Для каждого поселения – это благо. В прошлом году фонд полностью не был освоен. Лишнего из него не возмёшь - не позволяет законодательство. Остаток перешёл на текущий год, и администрация смогла включить в план дела важные, неотложные.
Уже прошёл электронный аукцион и заключен контракт с ДСП на ремонт дороги от сельсовета до торгового павильона. Бековские строители приведут в порядок около пятисот метров полотна, а точнее, сплошного бездорожья.
Обещают жителям и ремонт (на этот раз капитальный!) моста через речку. Предстоящие расходы, по словам Натальи Селиверстовой, составят 386 тысяч рублей. Смету давно отправили на подтверждение достоверности в Пензу. Говорят, что специалисты РЦСС «зашились», разбирая вал подобных бумаг, поступающих со всей области.
Увы! Глава территории здесь бессильна изменить что-либо. Совесть её чиста, Наталья Владимировна обращалась в разные инстанции, пытаясь ускорить решение вопроса.
Проехать по хлипким, жиблющимся даже под ногой пешего человека доскам, на машине я не рискнула. А вот подростки лихо пронеслись на велосипедах на другую сторону. Подстрекаемые любопытством, мальчишки вернулись и показали самые опасные участки.
Доски легко подались под руками, открыв зияющей дырой глубину оврага, по которому петляла черная речка.