В семидесятые-восьмидесятые годы в России появилась мода на агрогорода. Их с удовольствием обживали как рабочие, так и колхозники. «Городская» квартира в селе считалась пределом мечтаний.
"Речка-вонючка" в п. Сахарный завод.
Получив заветные ордера, квартиросъемщики на долгие годы забывали о коммунальных проблемах. Предприятие, выступающее в роли застройщика, или жилконторы «щелкали их как орешки». Случись, директор замешкался – надавит партком, райком, пропесочит газета. К хорошему привыкают быстро.
Перестройка подвигла людей на приватизацию жилья. Квартиросъемщики стали собственниками, но отношение к коммунальным проблемам не изменилось.
Если в многоквартирном доме прохудилась крыша, жильцы первого этажа и ухом не ведут – на них не капает. Если переполнилась канализация – второй этаж «самоустраняется» - из туалетов не пахнет.
В городах жильцы выбирают домкомы, вступают в Товарищества собственников жилья, чтобы подобные проблемы решать сообща, а в сельских домах с городскими удобствами «самоуправлять» все еще не решаются. Одни считают, что дополнительные взносы на содержание общего имущества будут обременительными для собственников, другие не хотят связываться. Пусть идет как идет.
Поселок Сахзавод – чистая, культурная и ухоженная территория. Улицы ровные, дома добротные, палисадники цветущие. Но свернешь в район многоэтажек, и оторопь берет. Унылые подъезды, руины неразобранных сараев, груды мусора в укромных закутках.
Дом № 11 на улице Центральной отыскать нетрудно. Путь «указывает» характерный запах. Сливные ямы по всему периметру двухэтажки переполнены и текут. Некоторые «колодцы» представляют реальную опасность: дети любознательны и подвижны, а нетрезвые граждане безрассудны. Аргумент, что пока, мол, жильцов Бог миловал: никто в зловонной жиже не искупался, не объясняет беспечности, которая царит здесь.
Вопрос: чьей?
- Конечно, МУПа, - считают жильцы. - Сколько раз обращались с требованием навести порядок, а воз и ныне там!
- У нас нет муниципального унитарного предприятия, занимающегося благотворительностью, - парирует глава Вертуновской сельской администрации Сергей Сорокин. – Общество с ограниченной ответственностью «Исток» готово принять участие в наведении санитарного порядка как в этом микрорайоне в целом, так и в отдельно взятом дворе, но для этого жильцы должны хотя бы пальцем пошевелить. Написать заявление, собрать деньги, внести в кассу…
Дому № 11 не повезло. Говорят, что когда строили «очистные», то ли отступили, то ли нарушили проект. Стоки должны «бежать» по уклону в специально отведенные чеки, а они застаиваются в колодцах. Возможно, где-то есть «пробка», систему надо прочистить.
- И для этого у нас есть все необходимое, - утверждает мастер Сергей. – Во всяком случае, мы бы попробовали устранить возможную причину, но жильцы сами этого не хотят.
В двухэтажном доме 27 квартир. За вывоз ТБО платит половина. Остальные несут пакеты и ведра в кусты. Не успеешь очистить один угол, захламят другой.
- По закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» перед жителями моя совесть чиста, - говорит Сергей Сорокин. – Власть организовала на территории и откачку жидких нечистот, и вывоз ТБО: первая производится по заявкам, мусор трактор собирает три раза в неделю. Для ООО «Исток» ТБО – статья расходная, за месяц на ней «теряют» около 15 тысяч рублей. Приходится покрывать убытки за счет оказания других услуг и работ.
Заставлять людей платить за то, что мусорят, сельский администратор не имеет права. Он должен убеждать. Сегодня только ленивый не ищет в действиях муниципалов коррупционную составляющую. Уговариваешь – подозревают: а нет ли у тебя личного интереса? Требуешь – даешь повод «к размышлению»: не превысил ли должностных полномочий?
На улице Центральной люди не открывают форточек: если ветер дует с площадок птицефабрики, хочется надеть респиратор, если «пахнёт» со сливных ям, амбрэ не лучше.
В Жилищном Кодексе записано, что, если в доме больше четырех квартир и он не управляется кооперативом или ТСЖ, жильцы должны избрать Совет. Лучше это сделать добровольно, до 1 июля т.г. В противном случае муниципалитет должен будет принять силовое решение.
В газете от 11 мая мы рассказали, как выбирается Совет дома, пошагово объяснив, что должен сделать собственник квартиры.
- Под лежачий камень вода не течет, - считает заместитель начальника Управления ЖКХ Пензенской области Дмитрий Лагирев. – Люди сами должны следить за состоянием своих многоэтажек, брать на себя инициативу, контролировать качество проводимых работ и предоставления услуг.
Жильцы частного сектора обихаживают свои усадьбы сами? Нужен ремонт фасаду – покупают стройматериалы и нанимают бригаду. Почерневший шифер на крышах меняют на металлочерепицу, забор из штакетника - на кованые решетки. И делают это отнюдь не богатеи, у которых денег куры не клюют. Добрый хозяин тут сэкономит, там «подожмется», проявит смекалку. Ведь по состоянию жилища судят и о тех, кто в нем живет.
Жильцы многоэтажек находятся в привилегированном положении. По Федеральному Закону капитального ремонта многоквартирных домов крыши, фасады и подъезды они могут «обновить» за счет государства. Но, чтобы освоить эти деньги, людей, что в райцентре, что в поселке Сахзавод, пришлось уговаривать...
Лозунг «От каждого по способностям, каждому – по потребностям» сдвинул когда-то набекрень наши мозги. Первая его часть «благополучно» забылась, а вторая занозой застряла в голове. Но времена, когда можно было безапелляционно заявить: «Дайте!», прошли.