В марте этого года во храм Пресвятой Богородицы с.Хованщино и церковь великомученика Димитрия Солунского в с.Пяша был назначен новый настоятель церкви отец Ювеналий. Сегодня мы знакомим читателей нашей газеты с батюшкой.
Отец Ювеналий, расскажите о себе. Почему выбор вашего жизненного пути пал на служение Богу?
- Родился я в с. Рощино Сердобского района. Ещё в юности испытывал духовную потребность в Боге, поэтому и стал прихожанином Михайло-Архангельского собора г. Сердобска и Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни п. Сазанье.
По окончании девяти классов, благодаря моей маме, которая увидела мою тягу к церкви, с 15 мая 2011 я стал трудиться алтарником в соборе г. Сердобска. С этого дня и началась моя осознанная жизнь в церкви, со дня, когда я вошёл во Святая Святых, со дня, который оставил в моем сердце неизгладимый след и уверенность в правильности выбранного мною пути.
Будучи алтарником, я нес различные послушания в соборе под руководством настоятеля, протоиерея Богдана Рожнятовского, удивительного, на мой взгляд, человека по своей простоте и сердечной искренней доброте. От него я и питался плодами познания церкви, христианской морали, в основе которой лежало Святое Евангелие - главной книги христианина, являющейся путеводителем в его жизни.
Кроме родителей и протоиерея Богдана значительный вклад в мою духовную жизнь внес игумен Андрей (Афанасьев)(+2016), первый игумен Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни, харизматичный по своей природе человек, который собирал нас, ребят, под своими крыльями как птенцов. Он заражал нас своей энергичностью и оптимизмом, являлся искренним, честным и самоотверженным пастырем нашего времени, был преисполнен любви к своим пасомым и к каждому приходящему к нему. Это человек с большой буквы и с добрым отеческим сердцем.
Нельзя не отметить и вклад, который внес в мою жизнь епископ Сердобский Митрофан. Он опекал своей отеческой заботой, по его благословению я поступил в Пензенскую Духовную Семинарию, под его святительским омофором я нес послушание иподиакона на архиерейских богослужениях.
В 19 лет мне предложили стать священником, но в силу своего возраста я отказался, о чем в дальнейшем немало сожалел. При епископе Митрофане я окончательно остановился на выбранном мной монашеском пути. Владыка знал о моих намерениях и тяге к монашеству и неожиданно для меня 22 октября прошлого года он предложил принять постриг.
Тогда я вспомнил слова начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа: «Кто хочет последовать за Мной- отвергнись от себя возьми крест свой и иди за Мной» (Мф.16:24), и я решил последовать зову Господа Моего. Путь монашества есть жертва, это всецелая отдача себя Христу и служение Ему и Его церкви. Монах уходит от мира не потому, что мир ненавидит, а наоборот, чтобы, уйдя от соблазнов мира, в уединении молить Создателя о дорогом монаху мире, поддерживая его своей молитвой.
30 декабря 2019, в канун памяти свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, после вечернего богослужения, я принял монашеский постриг в Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни с наречением имени Ювеналий, в честь первого патриарха Иерусалимского.
9 января 2020 в Христо-Рождественском храме с. Трескино было совершена диаконская хиротония. 15 февраля 2020 в р.п.Белинский в Покровском храме совершена пресвитерская хиротония епископом Сердобским Митрофаном.12 марта 2020 я назначен настоятелем церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Хованщино и настоятелем церкви вмч. Димитрия Солунского с. Пяша.
22 июня я также был назначен настоятелем церкви Архангела Михаила с. Карповка, и мне поручено окормление часовни свт. Николая Чудотворца с. Никольское.
Как проходит день настоятеля церкви?
- День начинается с молитвы, с личного келейного правила. Рано утром, часов в пять, подъем: утренние молитвы и правило ко Причастию и т.д. Далее - поездка в храм, подготовка к богослужению, служение божественной Литургии - центрального богослужения в жизни церкви, совершение обрядов и треб по мере поступления, отвечаю на вопросы прихожан. Обед. После принятия пищи труды во благо прихода, церкви, паствы. Есть немного времени, чтобы привести себя в порядок перед всенощным бдением. Далее совершаю вечернее богослужение. После ужина я вновь приступаю к келейному молитвенному правилу.
Если богослужение совершается в разных храмах, то много времени уходит на дорогу. Также в свободное время проводится уборка храма, обеспечение храма необходимой утварью, поездка в епархию с различными рабочими моментами, составление расписаний Богослужений и прочее.
День у монаха расписан по минутам, но самое главное - что бы я не совершал, молитву не оставляю, прося у Господа благословения и прощения грехов.
Что такое таинство причастия?
- Причащение или Евхаристия - это сердце Литургии, которое ежедневно бьётся в каждом храме во время богослужения.
Христианин в полной мере - это тот человек, который следует зову Господа, его воле, живет в Боге и участвует в таинстве Евхаристии, таинстве, которое установил Господь Бог на тайной вечере. Христос на вечере, как на прощальной трапезе, собрал апостолов и дал им заповедь творить это в воспоминание о Нем. Благословив хлеб сказал: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое» и благословив чашу сказал: «Пейте из нее все, ибо это Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая», а затем пошел на страдания и предал себя в руки грешников, омыв своей драгоценной кровью наши грехи.
Господь также сказал: «Я с вами до скончания века». И сегодня мы через века слышим Голос Христа, призывающий нас творить это, и в этом таинстве мы видим его присутствие, где под хлебом и вином нам преподаются Истинные Тело и Кровь Бога нашего. Христианин, не причащаясь, отрывает себя от Христа, отдаляется от Бога - источника своей жизни.
«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56). Поэтому таинство Причащения должно стать неотъемлемой частью жизни христианина, а причащающийся, принимая Бога на земле, обретает надежду пребывать с Богом в Царствии небесном
В чем смысл таинства венчания?
- Брак изначально в раю был установлен Богом через сотворение жены в помощь мужу.
Брак есть святой союз мужа и жены при хранении ими супружеской верности. В таинстве венчания церковь благословляет супругов к деторождению и воспитанию детей. В основе брака полагается главная добродетель - любовь, а также жертвенность. Брачующиеся становятся малой церковью, муж преобразует Христа, а жена - церковь. Сакрально в момент венчания происходит единение душ в одно целое. Венчавшихся сам Христос проносит через всю жизнь на своих руках, не без участия последних, оберегая и храня их. В венчаном браке люди находятся под особым попечением Бога.
Можно ли при службе в храме сидеть?
- Стоять на молитве в храме это традиция русской церкви. Отчасти стояние на молитве в храме - это один из вариантов подвига как форма выражения любви к Богу. Но главное в храме весьма не стояние, а молитва и покаяние. Поэтому нужно все соизмерять со своими силами, беременным, больным и старикам нужно опираться на свое физическое состояние. Строгих правил по поводу этого в храме нет! Но моление не должно превращаться в пустое времяпровождение.
Как вы относитесь к тому, что в храмах фотографируют и проводят видеосъёмку?
- Положительно, лишь бы это не мешало ходу богослужения и не отвлекало молящихся от молитвы. В каждом храме есть свои особенности и традиции, поэтому лучше изначально взять благословение священника или спросить разрешения в церковной лавке.
Можно ли ходить в церковь в дни женской нечистоты?
- Многие знают евангельское повествование, где женщина, страдающая кровотечениями, получила исцеление, дотронувшись лишь до одежды Господа Иисуса. Получила исцеление благодаря своему дерзновению. Поэтому, видя этот евангельский пример, считаю, что хождение в храм женщинам во время телесной нечистоты не возбраняется.
Как довериться воле божией?
- Нужно постоянно укрепляться в вере, жить жизнью церкви, ответы искать в Священном Писании. В обстоятельствах понимать, что Господь желает лишь блага человеку и желает человеку спасения. Конечно же, путь спасения - это узкий и тернистый путь, и Господь ведёт его этим узким, тернистым путем, наполненным преградами трудностей. Главное, только не сходить с выбранного пути. Упав, вставать и идти дальше, свято верить и пребывать с Богом.
Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
- Желаю всем вам держать неразрывную связь с Матерью Церковью, участвовать в ее таинствах и богослужениях. Во время пандемии мы все же имеем возможность посещать храмы при соблюдении мер санитарной гигиены, так что желаю этим не пренебрегать.
Храм - это островок, где человек обретает спасение, принося сердечное покаяние и соединяется с Господом в таинстве святой Евхаристии. Храм - место, где произносится неустанно имя Господа и проповедуется Евангелие Его. Церковь во все времена являлась заботливой матерью, она утешала и наставляла в вере и благочестии христиан, а ныне проявляет заботу о физическом здоровье своих пасомых, проводя профилактические мероприятия, направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции.
Главное сейчас - следовать благословению церкви, руководствуясь инструкцией священного Синода. Нужно максимально проявить заботу о ближних, о своей безопасности. Только не нужно искушать Господа, выказывая ему свою смелость и благочестие, с презрением относясь к санитарным мерам безопасности, ведь это не путь служения Богу и ближнему, а гордыня, вводящая в соблазн окружающих. Благословение Божие да пребывает с вами.