Межмуниципальный отдел по Сердобскому и Бековскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, помимо прочих функций осуществляет государственный земельный надзор на территории Бековского района. За 2014 год межмуниципальный отдел провел 114 проверок соблюдения земельного законодательства: 108 плановых и 6 внеплановых. В результате проведения плановых и внеплановых проверок выявлено 9 нарушений соблюдения земельного законодательства гражданами Бековского района. Наложен штраф на сумму 5,5 тыс. рублей.
В результате проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства гражданами Бековского района, хочется отметить ряд существенных замечаний, а именно отсутствие в ряде случаев правоустанавливающих документов на землю, а это является нарушением земельного законодательства, статья 7.1 кодекса об административных правонарушениях. В основном ошибочно мнение, что договора, предметом которых является только жилой дом, можно считать правоустанавливающим документом на земельный участок, также как и свидетельство о праве на наследство, в котором в качестве наследственной массы указан только жилой дом.
Из чего возникают права
Так, основаниями возникновения права собственности на землю по гражданскому законодательству следует считать лишь те, что предусмотрены пп. 2 и 3 ст. 218 ГК РФ. В соответствии с ГК РФ права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Из сделки может возникнуть право собственности на земельный участок, права аренды земельного участка и права пользователя - по договору о передаче участка в безвозмездное срочное пользование. Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок могут возникнуть также из судебного решения.
Земельным кодексом РФ установлены и иные, не известные ст. 218 ГК РФ основания приобретения права собственности гражданами: это безвозмездное оформление права собственности гражданами, использовавшими земельные участки до вступления в силу ЗК РФ, на основании права пожизненного наследуемого владения (ст. 21 ЗК РФ), постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ). Кроме того, право собственности может быть оформлено и гражданами РФ, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы.
В данном случае речь идет о ненадлежащем оформлении земельных участков, на которых расположены жилые дома, что является также нарушением земельного законодательства. Подводя итоги, следует отметить, что в первую очередь необходимо обратить внимание на свои документы тем гражданам, которые приобрели недвижимость до начала работы регистрационной палаты и никогда в неё не обращались. Если вы приобрели только жилой дом и в ваших документах не указан вид права на земельный участок, то это является нарушением земельного законодательства, статья 7.1 кодекса об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ внесены изменения в пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Сначала проект, потом закон
В настоящее время рассматривается проект Федерального закона: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора».
Если его примут, то статья 7.1 будет изложена в следующей редакции:
«Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
1. Самовольное занятие земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа:
в случае, если земельный участок сформирован и определена его кадастровая стоимость на граждан, в размере от одного до полутора процентов от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от полутора до двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц в размере от двух до трех процентов от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей;
в случае, если земельный участок не сформирован или не определена его кадастровая стоимость на граждан, в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Самовольное занятие земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, либо самовольное занятие лесного участка - влечет наложение административного штрафа:
в случае, если земельный участок сформирован и определена его кадастровая стоимость, на граждан в размере от полутора до двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от двух до двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц в размере от двух до трех процентов от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей;
в случае, если земельный участок не сформирован или не определена его кадастровая стоимость, на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.