Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации
Как будет развиваться Программа государственного софинансирования пенсий после принятия Стратегии? Если смысл участвовать в ней с учетом предстоящего реформирования накопительного компонента?
Все пенсионные накопления, уже сформированные у участников Программы, сохраняются и будут учтены при расчете размера пенсии этих людей. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года, и есть смысл это сделать т.к. государство будет удваивать добровольные взносы участников этой Программы в пределах 12 000 рублей в год в течение 10 лет. Сам по себе накопительный элемент пенсионной системы, согласно Стратегии, сохраняется. И все пенсионные права, уже сформированные через Программу софинансирования или те, что будут формироваться у вновь вступивших участников – все они пойдут на увеличение пенсии. Для каждого вступившего в Программу до 1 октября 2013 года она будет действовать 10 лет на прежних условиях, как это определено федеральным законом.
Стратегия долгосрочного развития вводит новое понятие – нормативный страховой стаж. Что это значит?
Нормативный страховой стаж – это продолжительность страхового (трудового) стажа, которая обеспечивает сбалансированность прав и обязательств и гарантирует получение максимальной пенсии от государственной солидарной системы. Именно при выработке нормативного страхового стажа и при средней заработной плате в рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка 40%. Нормативный стаж пока не определен. В настоящий момент Правительство по поручению Президента РФ прорабатывает вопрос об установлении этого норматива на уровне 35 лет. Нормативный стаж будет дополнительно рассчитываться после принятия принципиального решения о реформировании пенсионной системы в соответствии со Стратегией долгосрочного развития.
Для справки: сегодня в среднем по Российской Федерации средний стаж людей, выходящих на трудовую пенсию, – 32 года.
Не является ли требование к нормативному стажу фактическим повышением пенсионного возраста? Или, наоборот – причиной реального снижения размера пенсий? Не будет ли женщинам трудно совместить выработку 35-летнего стажа с рождением и воспитанием детей?
Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин - в 60 лет. Но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию, и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 35 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка. Гражданин сам будет решать, когда лично ему выгодней выходить на пенсию.
При этом, нестраховые периоды, которые сейчас входят в стаж (например, периоды ухода женщиной за ребенком или нетрудоспособным членом семьи) также будут входить в нормативный стаж. Изменение законодательства в этом направлении не планируется.
Кроме того, Стратегией предусмотрена возможность гражданам участвовать в корпоративной и частной пенсионных системах, что позволит увеличить коэффициент замещения утраченного заработка даже при отсутствии нормативного стажа.
Еще раз обращаем внимание, что нормативный стаж, необходимый для получения максимального размера пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного законодательства, пока не определен.
Сохранится ли льгота – при назначении трудовой пенсии по старости включение в страховой стаж периодов службы в армии, ухода за ребенком и других?
Такие периоды по-прежнему будут входить в стаж при расчете размера пенсии. Изменение законодательства не планируется. В страховой стаж засчитываются следующие нестраховые периоды:
- прохождение военной службы (другой приравненной к ней службы);
- получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- получение пособия по безработице;
- участие в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет;
- проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- проживание за границей супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, торговых представительств РФ и т. п., но не более пяти лет в общей сложности.
Эти периоды засчитываются в страховой стаж в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.