Гвардии сержант Федор Родин возвращается на малую Родину
В апреле-мае 2011 года сводный поисковый отряд Челябинской области проводил экспедицию по поиску и захоронению останков военнослужащих РККА, погибших и пропавших без вести в августе-сентябре 1942 года в районе станицы Трехостровской Иловлинского района Волгоградской области.
В ее подготовке активное участие принимали сотрудники Главного Управления МЧС России - члены поискового отряда «Ориентир».
- Поисковики обнаружили останки шестидесяти бойцов Красной Армии, - рассказал школьникам начальник Главного Управления МЧС России по Пензенской области полковник внутренней службы Сергей Козлов на встрече в районном историко-краеведческом музее. - Личности десяти красноармейцев, считавшихся пропавшими без вести, установлены по вкладышам из медальонов и документам, найденным при них. У восьми военнослужащих к настоящему времени обнаружились родственники.
В распоряжении сотрудников Главного Управления МЧС находятся фото и видеоматериалы, карты, копии писем ветеранов 37-ой гвардейской стрелковой дивизии, которые принимали участие в тех боях.
Члены экспедиции обнаружили следы позиций, остатки боеприпасов, элементы военного снаряжения и оборудования.
В мае 2011-го на Братской могиле, сооруженной членами поискового отряда, установлена мемориальная плита с именами солдат, о которых энтузиастам-добровольцам удалось собрать какие-либо сведения. Среди них и бековчанин Федор Родин.
Захоронили погибших с воинскими почестями.
Враг рвался к Сталинграду
6я армия Паулюса продвигалась к Сталинграду. И, чтобы замедлить это движение, наше командование вбрасывало в топку этой операции все новые дивизии. В том числе – 39ю гвардейскую.
Переправлялись через Дон по нескольким переправам: у Трехостровской и чуть севернее у хутора Хлебный, где был ещё один мост, который в дальнейшем будет оборонять сосед, – 37я дивизия.
Именно на Трехостровскую, находящуюся в ложбине и имевшую удобный подход к реке, был нацелен удар двух пехотных и одной танковой немецких дивизий.
По всей вероятности, именно здесь гитлеровцы намеревались одним махом переправиться через Дон. Оборона частей, стоявших западнее в большой излучине Дона, была прорвана танковыми клиньями немцев, и времени для подготовки позиций у гвардейцев практически не было. Кто успел переправиться, вгрызался в выжженную землю, готовясь отразить атаку противника…
Никто не забыт, ничто не забыто
«Война не окончится до тех пор, пока имя последнего погибшего на ней не будет выбито на гранитном памятнике…»
Выполняя этот завет, поисковики ищут останки воинов, чтобы достойно захоронить их.
Журналисты государственной телерадиокомпании «Южный Урал», принимавшие участие в экспедиции «Дон 2011», подготовили сюжеты о захоронении останков воинов на мемориальном комплексе в станице Трехостровской.
Учащиеся школ Бековского района смогли увидеть проникновенные кадры документального фильма, услышать из уст очевидца рассказ о том, как пропавшие без вести солдаты вновь обретают имена.
Поисковики не получают за это денег, и чаще всего едут в экспедицию во время своих отпусков. Это люди разных профессий, но объединяет их одно любовь к родине, патриотизм.
Добровольцы из Челябинска ведут раскопки в районе станции Трехостровской Иловлинского района Волгоградской области более двух лет. Здесь в августесентябре 1942 года в большой излучине реки Дон шли кровопролитные бои, сообщает руководитель поисковой экспедиции Евгений Кочетов. По вкладышу из медальона, находившемуся в захоронении, удалось установить личность солдата – Федора Ивановича Родина, уроженца Бековского района.
До войны он жил в деревне Подсот, относящейся к Власовскому сельсовету. На фронт призван Ртищевским военкоматом – очевидно, работал на железной дороге. Провожала его жена Анастасия Ивановна.
Предположительно Федор Родин проходил службу в 37й гвардейской стрелковой дивизии, которая с середины августа 1942го вела оборонительные бои на этом участке, сдерживая продвижение 6й армии Вермахта к Сталинграду.
К началу описываемых событий (1942 год) Федору Ивановичу Родину исполнилось тридцать лет.
Поисковики решили передать медальон солдата и его личные вещи в районный историкокраеведческий музей. Почетную миссию выполнил начальник Главного Управления МЧС России по Пензенской области Сергей Козлов.
В 1941ом году мой дед тоже добровольцем ушел на фронт, и оставшаяся с двумя детьми бабушка до конца жизни ждала, когда ктонибудь передаст ей весточку. Она надеялась, хотя в душе, наверняка, сознавала, что он не вернется. Однако бабушке было важно, чтобы след о ее муже остался на земле.
Это подтвердила и председатель районного Совета ветеранов Валентина Хохлачева. В июле 41го ее отцу, Савелию Михайловичу, пришла повестка, а в феврале 42го он погиб, защищая Ленинград.
На Пескаревском кладбище, занимающем 26 гектаров, ряды могил воинов, погибших в 42ом, нельзя обойти даже за день. Мой отец значится в списках тех людей, которые там захоронены, но где именно, я не ведаю, рассказала Валентина Савельевна. А сердце всегда хотело это знать.
Членов поискового отряда «Ориентир» часто спрашивают о результативности проводимой работы, ведь копать приходится неделями, еще больше занимает дешифровка истлевших вкладышей в медальонах. Усилия патриотов осложняют «черные» копатели, которые делают на этом бизнес. Выбрав металл, они оставляют места боев развороченными и неухоженными. А только по костям идентифицировать личность человека очень трудно.
Если за время поисков нам удается вернуть домой даже одногодвух бойцов, мы считаем экспедицию результативной, сказал Евгений Кочетов.
Школьники смотрели документальный фильм и слушали рассказы очевидцев, затаив дыхание. Война для них это уже далекие события, как для нас сегодня наступление французов на Москву. Но эти ребята не хотят быть иванами, не помнящими родства. В их семьях еще жива память, и им продолжать эту ниточку кровной связи.
Россиянам, жителям великой страны, победившей в самой кровопролитной войне XX столетия, подругому нельзя. Возвращать солдат в строй это наш долг перед теми, кто сложил за нас головы, сказал, обращаясь к подросткам, глава администрации района Олег Рачков.