11 января 2025, суббота

Афиша

 

Последний выпуск газеты

Свежий номер газеты в формате PDF. Всего 50 рублей!!! Оплачивай, скачивай, читай!

 

 

 

Календарь

Праздники России

Власть

16.10.2015

От сырьевой экономики – к экономике полного цикла

 

Развитие малого и среднего бизнеса в Пензенской области остается одной из приоритетных задач регионального правительства. Именно с этим сектором экономики чиновники связывают возможности решения проблем занятости населения, формирования среднего класса и повышения благосостояния жителей. 
Губернатор Иван Белозерцев анализирует проблемы развития малого бизнеса на селе и предлагает пути их решения.

Развитие малого и среднего бизнеса в Пензенской области остается одной из приоритетных задач регионального правительства. Именно с этим сектором экономики чиновники связывают возможности решения проблем занятости населения, формирования среднего класса и повышения благосостояния жителей. 

Губернатор Иван Белозерцев анализирует проблемы развития малого бизнеса на селе и предлагает пути их решения.

 

Мы способны на большее

– Иван Александрович, к началу этого года статистика насчитывала около 53 тысяч зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Этого достаточно для нашего региона?

– Я считаю, это очень мало. И знаю, что наш ресурсный потенциал намного выше. Особенно это касается сельских территорий, где есть безграничные возможности для развития предпринимательства и где в то же время обострены вопросы занятости населения и наполняемости местных бюджетов.

Там, где не развит бизнес, проблемы нарастают как снежный ком: безработица, дефицит казны и, как следствие, слабо развитая социальная инфраструктура, плохие дороги, проблемы в сфере ЖКХ. Все это тормозит развитие территорий и, главное, негативно влияет на уровень благосостояния населения. А мы хотим обратного – чтобы села процветали, а уровень жизни людей рос.

При этом хочу подчеркнуть, что возможностей наладить бизнес на селе на порядок больше, чем в городе. Убедился в этом лично, бывая в районах.

– Какие секторы экономики вы планируете развивать с участием малого бизнеса?

– Прежде всего, переработки и сбыта сельхозпродукции. Согласитесь, мы часто пеняем на то, что наша страна предпочитает сырьевую модель экономики: добываем нефть и сырой продаем ее за границу. А могли бы делать бензин, дизельное топливо и сбывать эти продукты гораздо дороже.

Но ведь в региональной экономике та же картина! Я считаю, нам необходима ориентация на экономику полного цикла с максимально возможным уровнем переработки. Это поможет и создавать новые рабочие места, и наращивать налогооблагаемую базу.

Полки наших магазинов красноречиво свидетельствуют, что в область ввозится огромный объем продовольствия и товаров легкой промышленности. Делая покупки, мы «работаем» на промышленность других стран и регионов.

Безусловно, не все поддается замещению, но многие товары мы могли бы производить сами. И, прежде всего, развивать отрасли, продукция которых способна максимально удовлетворять местный спрос.

Продавая сырье за пределы области, наши сельхозпроизводители, хоть и непреднамеренно, замедляют развитие местных перерабатывающих отраслей. Разве не было ли более грамотным подходом, если бы доходы от продажи сырья они использовали для запуска собственных обрабатывающих производств?

– То есть вы призываете создавать региональные кластеры?

– Можно и так сказать, хотя это иностранное слово не всем понятно. Я предлагаю создавать цепочки связанных между собой предприятий, которые работают преимущественно на местном сырье и обслуживают в первую очередь нужды местного населения, а излишки продают за пределы региона. Такой подход представляется сегодня наиболее эффективным. А близость потребителя и производителя дает дополнительные преимущества.

Наиболее конкурентоспособные, на мой взгляд, направления в Пензенской области – это пищевая и легкая промышленность, производство строительных материалов, которые априори имеют преимущества перед аналогами импортной продукции по причине минимизации различных видов издержек: транспортных, трудовых, налоговых и т.д. Не следует забывать и про сферу услуг.

Лозунг «Покупайте пензен­ское!» должен стать для нас прин­ципом при выборе товаров в магазине, а также в товарообороте между нашими предприятиями. Об этом я говорил, например, с пензенскими строителями: покупайте газовые и электрические плиты, произведенные в Пензе, покупайте арматуру и прочие комплектующие. Загружайте заказами местные предприятия, и завтра у вас самих появятся новые заказы благодаря тому, что пополненные бюджеты смогут позволить себе новые строительные площадки и новые объекты инфраструктуры и благоустройства.

Нужен новый рывок

– Как вы оцениваете уровень развития переработки в Пензенской области?

– Если сравнивать с общероссийским показателем, то наш уровень достаточно высок. В пищевой промышленности переработка занимает более 22%. Обрабатывающие производства дают 36% налоговых поступлений. Мы производим муку, сахар, растительное масло, молочную и мясную продукцию, кондитерские изделия, в том числе и на экспорт. Результат хороший. Но мы в силах его улучшить, и заметно улучшить.

Все еще огромный объем сельхозпродукции продается и вывозится из региона на нулевой стадии переработки: собрали урожай и продали в сыром виде. Хорошо еще, если не за бесценок, потому что конкуренция в сезон высокая, а своих хранилищ у мелких фермеров нет, вот и отдают чуть не даром. И, главное, у большинства владельцев ЛПХ и КФХ нет оборудования, которое позволило бы из дешевых ягод и фруктов сделать более дорогие компоты, варенья, джемы и сухофрукты, из зерна – муку, хлеб и макароны, из мяса – консервы, колбасы и котлеты…

Надо учиться у супермаркетов: их владельцы становятся королями, сделавшими целые состояния на капусте и моркови. Сделал нехитрый овощной салат и продал дороже мяса. Еще пример. Сколько стоит кило картошки? Рублей 15 в среднем? А пакетик чипсов – свыше 50 за 80 граммов! Так что ценовая разница нефть–бензин даже отдыхает.

– Смотрят наши крестьяне на это, а потом на различных форумах сельхозпроизводителей говорят, что недобросовестные переработчики и торговцы, делая безумную наценку на товары, наживаются на их нелегком труде…

– С одной стороны, они правы, а с другой – кто мешает наладить переработку? Лично я и правительство области готовы и организационно, и финансово помогать всем добросовестным предпринимателям, которые не уклоняются от налогов и платят справедливую зар­плату своим работникам.

Ваша газета в каждом номере приводит примеры, как с помощью господдержки земляки организуют бизнес, кормят и одевают людей. Это же реальные истории! Зарабатывать сегодня можно, лишь бы не лениться работать руками и головой. А мы, повторяю, поддержим.

Кстати, в этом году стартует новый вид государственной поддержки развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Запланировано предоставление грантов до 70 миллионов рублей на один кооператив на конкурсной основе. Воспользоваться этим шансом могут объединения, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой и сбытом сельхозпродукции: молока, мяса, рыбы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих.

Благодаря глубокой переработке мы сможем как минимум наполовину сократить импорт продовольствия и оставлять в регионе высокую добавленную стоимость.

Свое не ценим?

– Считаете, что в регионе есть ниши, которые могли бы занять новые предприятия малого бизнеса?

– Их масса. Остается лишь найти предприимчивых людей для реализации идей. Например, у нас много животноводческих хозяйств, но нет ни одного предприятия, занимающегося выделкой шкур: овечьих, кроличьих, телячьих... Есть сахарные заводы, но при них нет мелкотарных фасовочных цехов. Есть хлебопекарни, но ассортимент их продукции можно еще расширять.

Недавно в одном из районов зашел в магазин посмотреть, какой местный товар на прилавке. В селе проживает более тысячи человек. Весь местный ассортимент – вчерашний хлеб. В двух других торговых точках вообще местного ничего нет. Но больше всего поразили привозные яблоки за 75 рублей килограмм. В селе! В Яблочный Спас!!! А в соседней деревне в это время яблоки буквально под ногами гниют.

– Но есть ведь и другие примеры. Когда сельские предприниматели переоборудуют пустующие дома и административные здания под колбасные, коптильные, фасовочные и сортировочные цеха, строят новые теплицы и получают прибыль не только для себя, но и для местных бюджетов.

– Безусловно. И таких примеров, к счастью, немало. Продукты всегда будут в списке товаров первой необходимости, и человек всегда будет тратить деньги на их приобретение. Их производство и продажа – одни из самых перспективных бизнесов, которые даже в кризис остаются на плаву.

В нашей области есть плодородные земли, леса, сады, водные ресурсы. И люди есть. У нас растет практически все. Почему бы местным жителям не создать сельские кооперативы и не организовать переработку того, что сами же и выращивают?

– Может, нужно не только призывать людей к активности, но и обучать? Показать оборудование и научить работать на нем?

– На этот счет у меня тоже есть планы. Думаю, нужно как можно шире использовать выставочный зал Пензенского ЦНТИ по прямому назначению. Вместо продажи мехов и мебели там необходимо организовать постоянно действующие выставки-продажи или демонстрационный центр оборудования для малого бизнеса. Пусть производители из разных регионов России, дальнего и ближнего зарубежья выставят свое оборудование и в действии покажут работу своей продукции, организуют мастер-классы и обучат специалистов. На этой же площадке наши банкиры помогут наладить оформление кредитов для малого бизнеса.

Будем помогать

– Как быть с дефицитом организаторов бизнеса? Где их взять?

– Вы правильно ставите вопрос. А вот ответ на него должны искать местные органы власти. Это они, прежде всего, заинтересованы в создании малых и средних предприятий на своих территориях. Каждый чиновник должен оправдывать свою зар­плату. Сегодня они распределяют бюджетные деньги, а надо научиться сначала зарабатывать их. Главным показателем деятельности руководителей местных органов власти должен стать размер бюджета, а также эффективность его использования для решения проблем жителей.

Если нет местных организаторов, уговаривайте и привозите к себе из других регионов или стран. Возвращайте земляков на родную землю. Это и есть работа органов власти с инвесторами. Работайте с местными предпринимателями, с пензенскими.

Меня вот убеждают, что крупный бизнес должен давать работу малому и среднему. То есть, как это модно сейчас говорить, отдавать на аутсорсинг всякую мелкую работу: изготовление винтиков, гаек, мелких деталей. А я убежден, что и средний, и даже малый бизнес могут давать работу другому малому бизнесу, особенно в сельском хозяйстве.

– Но ведь насильно не заставишь людей открывать свой бизнес.

– Поэтому надо заинтересовать, а следом – помочь в организации.

Иначе для чего мы создавали в каждом районе агентства по развитию предпринимательства? Это их прямая задача – подбирать и готовить людей для ведения бизнеса, а затем еще и сопровождать, помогая им не только призывами, но оказывая консультативную и финансовую поддержку. В их арсенале должен быть набор реальных типовых бизнес-проектов и дорожных карт по их реализации. Не нужно ждать, когда кто-то «созреет» и придет регистрировать ферму или кооператив. Нужно идти к людям, обсуждать с ними идеи и проекты, искать единомышленников и лидеров, устраивать ознакомительные поездки к успешным предпринимателям, показывать учебные фильмы, проводить мастер-классы… И, что важно, необходимо ориентироваться на местную специфику: какие в районе ресурсы, какие потребности у людей, как с транспортными коммуникациями, помещениями и т.д. Это серьезная и в то же время творческая работа. Но работа результативная и полезная – и для людей, и для региона в целом.

– А вас лично какой предпринимательский проект впечатлил?

– Примеров, признаюсь, не перечесть, и с каждым днем в моем списке их становится больше. Например, не так давно был в Рамзае Мокшанского района. Там индивидуальный предприниматель Владимир Васильевич Луняшин организовал цех по переработке и консервированию овощей и фруктов. Начал с производства соков, затем перешел к компотам, потом к консервированию овощей. Прямо на плантации устроил пруд, из которого берет воду для полива и в нем же выращивает рыбу. Все продумал до мелочей, молодец! И сегодня ассортиментный перечень бренда «Рамзайский огород» составляет более 90 наименований. Уже достраивает комплекс для хранения и переработки плодоовощной продукции на 520 тонн в год.

Кстати, дорогостоящего оборудования я в хозяйстве не увидел. Все просто, но грамотно организовал человек, а продукция его «улетает» с прилавков, как эксклюзивная.

Чем не пример для подражания? Да наши бабушки в каждой деревне такие рецепты консервирования знают, что в пору бренд свой открывай и за границу эти изысканные яства поставляй. Но нет, нам проще лежа перед телевизором разглагольствовать: «Как трудно в России заниматься бизнесом!»

А какие богатства хранятся в наших лесах! Здесь даже конкурентов сложно найти. Надо просто думать и работать. И тогда все у нас будет.

Анатолий СЛАВЯНИН, газета «Земляки.Пенза», http://www.pravda-news.ru/

 

 


Последние новости